ДРОНД 2010

? ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОЛОГИИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

 Д О К Л А Д

 о результатах и основных направлениях деятельности Департамента экологии

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  

 

 

  Ханты-Мансийск

 2011

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

3

Раздел 1 «Цели, задачи и показатели деятельности»

4

Раздел 2 «Расходные обязательства и формирование доходов»

16

Раздел 3 «Бюджетные целевые программы и внепрограммная деятельность»

20

Раздел 4 «Распределение расходов по целям, задачам и программам»

26

Раздел 5 «Результативность бюджетных расходов»

27

 

Приложения:

 

Приложение 1 «Основные показатели деятельности Департамента» 

Приложение 2 «Оценка исполняемых расходных обязательств»

Приложение 3 «Оценка администрируемых Департаментом доходов

                          в бюджет автономного округа»

Приложение 4 «Фактические (ожидаемые) и планируемые значения основных

                          показателей деятельности  Департамента»

Приложение 5 «Распределение отчетных и планируемых расходов Департамента

                          по целям, задачам и программам»

 

 

 

 


Введение

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2010 год и на период 2012 - 2014 годы (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2006 г. №69-п (с изменениями на 16.10.2010 г.).

Доклад разработан с целью внедрения принципов управления по результатам и развития системы программно-целевого управления.

В соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.09.2010 № 175 «О Департаменте экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее - Департамент), Департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, экологической экспертизы.

Департамент осуществляет координацию и контроль деятельности государственных учреждений автономного округа, находящихся в его ведении. В число подведомственных учреждений Департамента входят:

- Государственное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры природный парк «Кондинские озера» (Кондинский район);

- Государственное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры  природный парк «Сибирские Увалы» (Нижневартовский район);

- Государственное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры природный парк «Нумто» (Белоярский район);

- Государственное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры природный парк «Самаровский Чугас» (г. Ханты-Мансийск);

- Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий, в том числе заказники окружного значения:

ü        - «Сорумский» (Белоярский район);

ü        - «Вогулка» (Березовский район);

ü        - «Березовский» (Березовский район);

ü        - «Унторский» (Октябрьский район).

 

Раздел 1 «Цели, задачи и показатели деятельности»

 

В период реформирования в 2000 году федеральных органов по охране окружающей среды (ликвидация Госкомэкологии России и его территориальных подразделений) активность в этой сфере деятельности резко снизилась. Чтобы продолжить налаженную работу, сохранить преемственность природоохранной деятельности, а так же реализовать полномочия в области охраны окружающей среды, предоставленные субъектам Российской Федерации федеральным законодательством, Правительством автономного округа было создано Управление по охране окружающей природной среды автономного округа. В соответствии с постановлений Губернатора автономного округа от 01.09.2006 г. №119, от 06.09.2010 № 175 Управление было преобразовано в Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа, а затем в Департамент экологии автономного округа на условиях полного правопреемства с передачей функции по контролю и надзору в сфере природопользования вновь созданной Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Определяя стратегические цели своей деятельности, Департамент руководствовался стратегическими документами долгосрочного социально-экономического развития автономного округа:

- Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 14.11.2008 г. № 491-рп;

- Концепцией экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 10.04.2007 г. № 110-рп.

Согласно указанным документам долгосрочной стратегической целью Правительства автономного округа выступает обеспечение для нынешнего и будущего поколений жителей благоприятной окружающей среды на территории автономного округа.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации). Это право означает возможность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специ­ально уполномоченных органов (государственных органов в области охраны окружающей среды) поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии.

Формирование грамотной, научно-обоснованной региональной политики в этом вопросе является необходимой составляющей региональной политики по формированию устойчивого социально-экономического развития автономного округа. Достичь этого можно путём увязки приоритетов экономической и социальной политики с политикой экологического развития автономного округа. Такое сочетание интересов и действий, позволяющих избежать отклонений в ту или иную сторону, должно базироваться на чётком формулировании целей и задач деятельности органов власти автономного округа, оказывающих или способных оказать воздействие этой деятельностью на состояние окружающей среды.

Исходя из стратегической цели Правительства автономного округа по формированию экологически устойчивого социально-экономического развития автономного округа, а так же возложенных полномочий, сформулированы стратегические цели и тактические задачи деятельности Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа:

 

Стратегическая цель 1 «Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения автономного округа»

 

Стратегическая цель 2 «Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира»

 

Стратегическая цель 1 «Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения автономного округа»

 

Региональные особенности социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в последние годы характеризуются динамичным ростом промышленного производства, интенсивным развитием дорожной сети, начавшейся реализацией крупномасштабных проектов по освоению Приполярного Урала, предусматривающих активизацию хозяйственной и иной деятельности в западной части автономного округа, а так же ускоренными темпами строительства жилищного фонда.

Преобладающую роль в экономике автономного округа занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Сжигание огромных объемов попутного нефтяного газа на факелах, большие масштабы накопленного загрязнения окружающей среды в результате многолетнего интенсивного освоения месторождений нефти и газа Западной Сибири, насыщенность территории автономного округа магистральными и промысловыми нефте- и газопроводами, которые в условиях технологического старения, износа, а также других факторов становятся источниками повышенной экологической опасности, требуют принятия и осуществления мер, направленных на снижение уровня опасного воздействия факторов природного и техногенного характера на население и территорию округа.

Но, наравне с производственным фактором загрязнения окружающей среды, обозначился и другой фактор, а именно – негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Растущие темпы жилищного строительства не обеспечиваются объектами инфраструктуры по снижению негативного воздействия на окружающую среду (объектами очистки сточных вод, размещения отходов производства и потребления). Это приводит к загрязнению водных объектов автономного округа сбросами недостаточно очищенных сточных вод по причине высокого уровня физического износа оборудования, перегрузки или недогрузки по гидравлике, отступления от проектных решений при строительстве канализационных очистных сооружений и их неудовлетворительной эксплуатации. Актуально стоит проблема несанкционированного размещения отходов производства и потребления, обусловленная недостаточными мощностями объектов размещения отходов, несоответствием их обустройства требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения.

 

Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.

 

Общие качественные показатели, характеризующие степень достижения Департаментом поставленной цели, определяются как отношение фактического объёма (массы) загрязнения окружающей среды по природным компонентам (загрязнение воздуха, сброс сточных вод, образование отходов) к условному показателю антропогенного воздействия на окружающую среду - объёму валового регионального продукта (далее – ВРП).

Деятельность Департамента по реализации региональных программ в области охраны окружающей среды, по побуждению предприятий на разработку и реализацию собственных программ, приводит к экологизации производства, широкому применению малоотходных и безотходных технологий и иных достижений научно-технического прогресса. И, следовательно, при росте производства (ВРП) отношение фактического загрязнения к ВРП должно снижаться, либо оставаться на прежнем уровне.

 

Фактические  результаты выполнения задачи в 2010 году:

При существующих темпах роста производства и сферы услуг можно сделать вывод, что наметилась тенденция к снижению уровня загрязнения на 1 млрд. валового регионального продукта по всем природным компонентам. Это свидетельствует об эффективности реализации программ и мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, экологизации сфер производства и потребления. Основная нагрузка, на фоне значительного снижения в 2010 году объёмов финансирования по целевой программе «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2005-2010 годах», легла на долгосрочные программы предприятий-природопользователей. Роль Департамента заключается в эффективности принимаемых мер по побуждению субъектов хозяйственной и иной деятельности к использованию наилучших существующих технологий с учётом экономических и социальных факторов.

Реализация долгосрочных программ предприятий-природопользователей позволила достичь следующих результатов:

- снизить валовой выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на 3,1%. Это стало возможно активной реализации газовых программ недропользователей, направленных на снижение объёмов сжигания нефтяного попутного газа на факелах;

- увеличить использование и обезвреживание производственных отходов. Нефтегазодобывающие предприятия перерабатывают порядка 40% бурового шлама 3 и 4 класса опасности и нефтешламов.

Следует отметить, что в 2010 году не удалось достигнуть планового размера по показателю «Доля валового объёма загрязнённых сточных вод в общем объёме сточных вод».

Главной проблемой систем водоотведения в автономном округе является недостаточная степень очистки сточных вод и отсутствие их обеззараживания перед сбросом в природные объекты. В реконструкции нуждаются очистные сооружения в городах Ханты-Мансийск, Когалым, Лангепас, Мегион, Покачи, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Югорск, Урай, Пыть-Ях, Радужный, Белоярский. В некоторых населенных пунктах формально имеющиеся очистные сооружения фактически не используются вследствие их практически полного износа (п. Лыхма, пгт. Березовский, пгт. Игрим, п. Приполярный, п. Агириш, п. Алябьево, п. Чеускино, п. Каратеево, п. Ульт-Ягун, с. Локосово). В других населенных пунктах, несмотря на значительный объем потенциально образующихся стоков, очистные сооружения отсутствуют (с. Казым, п. Полноват, пгт. Березово, п. Хулимсунт, п. Светлый и др.).

Это влечёт за собой сброс не нормативно очищенных сточных вод, объём которого ежегодно будет увеличиваться, если не осуществлять мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов и сетей коммунального комплекса автономного округа.

 

Для достижения стратегической цели 1 и решения вышеприведённых проблем Департамент ставит перед собой тактические задачи.

 

Задача 1 Обеспечение экологически безопасного устойчивого экономического развития автономного округа

Хозяйственная и иная деятельность в обязательном порядке характеризуется негативным воздействием на окружающую среду, так как в результате её осуществляются выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, образование отходов производства и потребления.

Задачей природоохранных органов является минимизировать указанное негативное воздействие.

Основным инструментом Департамента по снижению негативного воздействия является выполнение мероприятий по строительству, реконструкции и перевооружению объектов природоохранного назначения в рамках реализации целевых программ автономного округа в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (до 2010 года - «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2005-2010 годах», с 2011 по 2013 год – «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011- 2013 года»).

 

Реализация природоохранных программ всех уровней (федерального, регионального, муниципального и производственного) является наиболее действенным механизмом снижения негативного воздействия на окружающую среду. Существенным фактором, влияющим на эффективность указанного направления деятельности, является устойчивость и стабильность финансирования.

Существующий уровень финансирования из средств бюджета автономного округа и средств местных бюджетов мероприятий по охране окружающей среде не удовлетворяет потребность населения в природоохранных объектах и, как следствие, это повлечёт за собой отсутствие позитивных сдвигов в качестве жизни населения, невозможность достижения стратегической цели Правительства автономного округа «Обеспечение для нынешнего и будущего поколений жителей благоприятной окружающей среды на территории автономного округа».

 

Качественные и количественные результаты реализации деятельности Департамента по достижению указанной цели можно оценить:

1) Обеспеченности населённых пунктов автономного округа полигонами для размещения твёрдых бытовых отходов;

2) Доле водоохранных сооружений, обеспечивающих предотвращение загрязнения водных объектов и защиту населённых пунктов от общей потребности в водоохранных сооружениях;

3) по величине предотвращённого экологического ущерба, который представляет собой укрупнённую эколого-экономическую оценку ущерба, предотвращаемого в результате деятельности Департамента, реализации экологических программ и природоохранных мероприятий.

Фактические  результаты выполнения задачи в 2010 году:

1) Показатель «Обеспеченности населённых пунктов автономного округа полигонами для размещения твёрдых бытовых отходов» введён с 2011 года в связи с принятием целевой программы автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011- 2013 года» и передачей полномочий по регулированию вопросов обращения с отходами производства и потребления от Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа. В 2010 году указанным Департаментом затраты на строительство полигонов не производились.

2) В 2010 году за счёт завершения строительства берегоукрепительных сооружений протяжённостью 5 884 п.м. увеличилась доля водоохранных сооружений, обеспечивающих предотвращение загрязнения водных объектов. Это позволило обеспечить безопасные условия проживания населения в поймах рек Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 7 населенных пунктах и предотвратить ущерб от затопления и подтопления территорий автономного округа 4,8 млрд. рублей.

3) Увеличивается объём предотвращённого экологического ущерба (в 1,01 раз в абсолютных ценах), что говорит о том, что несмотря на снижение объёмом финансирования реализуемые программы и принимаемые меры имеют эколого-экономический эффект для развития автономного округа.

Приоритеты на 2012 – 2014 годы:

Достичь уменьшения доли загрязнения окружающей среды на 1 млрд. рублей валового регионального продукта за счёт разработки и реализации целевых программ в области охраны окружающей среды («Чистая вода», «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления» и иные) и комплексного подхода к решению экологических и социально-экономических проблем.

Конечным результатом выполнения данной задачи будет являться достижение стабильной тенденции уменьшения загрязнения окружающей среды, что будет способствовать улучшению качества жизни населения автономного округа и снижению уровня заболеваний, зависящих от воздействия экологических факторов.

Задача 2. Предупреждение и минимизация возможного негативного воздействия планируемой и иной деятельности

Одним из важнейших направлений деятельности в области охраны окружающей среды является осуществление предупредительного контроля за состоянием и использованием компонентов природной среды: ряд организационно-правовых, нормативных и методических приёмов и действий, позволяющих всесторонне изучить, объективно и глубоко рассмотреть предлагаемые к реализации проектные решения.

В пределах предоставленных полномочий Департамент осуществляет:

- проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. (Департамент является уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа в области экологической экспертизы);

- рассмотрение и согласование материалов по предоставлению в аренду участков лесного фонда.

Задачи государственной экологической экспертизы (ГЭЭ):

  • организация и проведение исследований, анализа и оценки экологической безопасности объектов экспертизы;
  • установление соответствия документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды;
  • прогноз последствий реализации объекта экспертизы для окружающей среды и здоровья населения;
  • информирование общественности об исполнении принимаемых проектных решений.

Оценка деятельности Департамента по осуществлению превентивного контроля возможна по следующим показателям:

- доля проектов с выявленными в процессе государственной экологической экспертизы нарушениями требований природоохранного законодательства и направленных на доработку;

- доля материалов по предоставлению в аренду участков лесного фонда с выявленными нарушениями требований природоохранного законодательства и рекомендованных к доработке или отклоненных от согласования. 

Фактические  результаты выполнения задачи в 2010 году:

За 2010 год проведено 9 государственных экологических экспертиз. По всем объектам выданы положительные заключения экспертизы (3 проекта окружных целевых программ; 5 проектов, строительство которых планируется но особо охраняемых природных территориях; 1 материал, обосновывающий лимиты изъятия объектов животного мира).

За истекший период проверено на соответствие природоохранному законодательству 977 проектов лесных участков под размещение объектов, 282 план - схема границ лесного участка под испрашиваемые объекты; 919 материалов по предоставлению участков в аренду.

Рассмотрены проекты и иная документация, обосновывающая хозяйственную и иную деятельность, и подготовлены заключения на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, следующей тематики:

- 177  технических проекта на разработку общераспространенных полезных ископаемых и добычу подземных  вод для системы ППД; 

- 39 проектов по планам ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
- 16 проектов генеральных планов населенных пунктов автономного округа и схем территориального планирования;

-1 программа  содержания ледовых переправ на зимних автомобильных дорогах, в целях улучшения качества окружающей природной среды;

- 3 проекта очистки озер   и  рек;

- 9 проектов рекультивации свалок ТБО;

- 13  проектов рекультивации   нарушенных и загрязненных земель;

- 8 проектов, связанных с переработкой и обезвреживание отходов;

-2 проекта осуществления производственного контроля;

- 33 проекта освоения лесов имеющих рекреационное направление;

-2 регламента осуществления хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях.

Всего подготовлено 303 заключения из них:

- 211 с выводами о соответствии проектов требованиям природоохранного законодательства;

- 92 с рекомендациями – доработать проект и устранить выявленные замечания и недочёты.

Приоритеты на 2012 – 2014 годы:

Максимально привлечь к прохождению государственной экологической экспертизы проекты целевых программ автономного округа, реализация которых в той или иной степени затрагивает вопросы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, в том числе схем развития и размещения производительных сил на территории автономного округа, территориальные схемы планирования и т.п..

Конечным результатом, характеризующим решение данной задачи, будет являться сохранение нормального функционирования экосистем, предотвращение ухудшения условий жизни человека, повышение качества окружающей среды.

 

Задача 3 Информационное обеспечение и доступ граждан и заинтересованных сторон к экологически значимой информации

Основу эколого-информационных отношений составляет Конституция РФ, в соответствии с которой право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отнесено к числу основных прав человека и гражданина. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации так же констатируется возрастающая роль информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Под экологической информацией понимаются любые сведения, которые отражают процессы, происходящие в сфере взаимодействия природы и общества и необходимые для целей охраны окружающей среды, т.е. должны быть использованы при принятии экологически значимых решений во всех сферах и видах деятельности

В составе экологической информации, формируемой Департаментом, можно выделить следующие сведения:

- о состоянии окружающей среды;

- о загрязнении окружающей среды и ее компонентов или ином негативном воздействии на них и здоровье населения, а также об объектах, источниках такого воздействия;

- о нормативных правовых и иных актах (их проектах) в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, а также мерах и последствиях их реализации;

- о государственной экологической и иной политике, экологических и других прогнозах, программах и планах, оказывающих или способных оказать воздействие на состояние окружающей среды, здоровье, условия жизни и экологические права граждан;

- о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, граждан-предпринимателей, связанной с использованием и распоряжением природными ресурсами, охраной окружающей среды, обеспечением экологической и иной безопасности, обеспечением экологических прав граждан и юридических лиц;

- сведения, связанные с защитой экологических прав и законных интересов граждан и других субъектов.

- другие.

Эффективность формирования Департаментом экологической информационной системы можно характеризовать следующими показателями:

- общее количество источников негативного воздействия на окружающую среду, заинвентаризированных Департаментом;

- доля источников негативного воздействия на окружающую среду, внесённых в Экологический паспорт территории автономного округа, к общему количеству источников;

- общее количество данных, размещённых в информационных базах о состоянии окружающей среды, формируемых Департаментом.

Фактические  результаты выполнения задачи в 2010 году:

Созданная Департаментом информационная система на конец 2010 года содержит информацию общим объёмом 1 424 Мбайт.

В 2010 году активно велась работа по заполнению «Экологического паспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», который размещён на экологическом портале  www.ecougra.ru, а так же «Регионального кадастра отходов», включающего в себя региональный классификационный каталог отходов, региональный реестр объектов размещения отходов, региональный реестр объектов размещения отходов.

Приоритеты на 2012 – 2014 годы:

Довести к 2014 году объём информационной базы данных Департамента до 1 650 Мбайт. Внести в Экопаспорт территории автономного округа сведения о 65 тысячах источников негативного воздействия на окружающую среду, находящихся на территории автономного округа.

Конечным результатом, характеризующим решение данной задачи, будет являться  создание открытого информационного пространства, обеспечивающего органы власти всех уровней, юридических лиц и граждан автономного округа оперативной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и её опасных изменениях.

 

Задача 4 Создание и развитие оперативной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории автономного округа

Государственный экологический мониторинг является одной из основных мер, направленных на обеспечение экологического благополучия состояния окружающей среды и предупреждения его нарушений. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

В рамках предоставленных полномочий Департаментом осуществляется общее руководство и организация взаимодействия структур, контроль исполнения, согласование проектной документации по организации и осуществлению экологического мониторинга регионального (территориальная система наблюдений за состоянием окружающей среды) и локального уровней (экологический мониторинг в границах  лицензионных участков недр).

Основными мероприятиями Департамента, обеспечивающими решение задачи являются:

-  экспертиза проектов и проверка отчётов локального  экологического мониторинга;

- экспертиза проектов и проверка отчётов исследования исходной загрязнённости компонентов природной среды;

- анализ полученной информации по основным природным средам (атмосферному воздуху, в том числе снежному покрову, поверхностным водам и донным отложениям поверхностных водных объектов, почвам), выявление основных тенденций изменения качества окружающей среды

Деятельность Департамента по указанному направлению деятельности характеризуется:

- долей согласованных проектов локального экологического мониторинга от общего числа лицензионных участков;

- долей согласованных отчётов локального экологического мониторинга от общего количества проектов;

- долей произведенных измерений качества природных компонентов от общего числа, определенного проектами локального экологического мониторинга;

- выявленными тенденциями изменения качества окружающей среды автономного округа.

Фактические  результаты выполнения задачи в 2010 году:

В регионе организована система мониторинга окружающей среды. Наблюдательная сеть системы включает локальные наблюдения в границах  разрабатываемых лицензионных участков недр и территориальную сеть экологического мониторинга (в том числе вне границ лицензионных участков недр). Функционирование системы мониторинга обеспечено собственной (окружной) нормативно-правовой базой, взаимодействием федеральных и окружных структур с компаниями-недропользователями, сопровождением автоматизированной системой сбора и архивации экологических данных.

По состоянию на 31.12.2010 из 242 эксплуатируемых лицензионного участка локальным экологическим мониторингом охвачено 240 участков (99,2%).

В 2009 году рассмотрено проектов:

- проектов локального экологического мониторинга территорий лицензионных участков - 12 (согласовано – 12);

- проектов исследования исходной загрязнённости территорий лицензионных участков – 22 (согласовано – 20);

- корректировок проектов ЛЭМ – 43 (согласовано – 26);

- отчётов по исследованию исходного состояния территорий  лицензионных участков – 7 (отклонено – 7).

Приоритеты на 2012 – 2014 годы:

Обеспечение надлежащего функционирования региональной и локальной системы мониторинга на территории автономного округа.

Конечные результаты выполнения задачи:

Результаты экологического мониторинга позволят оперативно выявлять экологические угрозы окружающей среде и принимать оптимальные и эффективные управленческие решения по минимизации планируемой и существующей хозяйственной деятельности. 

 

Задача 5 Формирование экологической культуры населения автономного округа

Надежным гарантом устойчивого развития общества является высокий уровень развития экологической культуры населения, что признано приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития. Однако на сегодняшний  день можно констатировать достаточно низкий уровень экологической культуры, что является одной из основных причин нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Уже стало очевидно, что решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения по отношению к окружающей среде. Экологическое воспитание и образование становятся одними из основ формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития региона.

Улучшение окружающей среды невозможно без активной экологической позиции всех слоёв населения, органов власти, руководителей предприятий, учреждений и организаций автономного округа. Поэтому на территории округа активно внедряются различные формы привлечения гражданских инициатив.

 

Для достижения нового уровня отношений человека с природой и успешного привлечения населения к природоохранной деятельности Департаментом осуществляются следующие меры:

- рекламно-издательская деятельность и теле-радио-информационное обслуживание;

- развитие общественного экологического движения;

- реализация социально-значимого проекта «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»;

- организация и проведение совещаний, конференций, конкурсов и других мероприятий природоохранной тематики.

Деятельность Департамента по указанному направлению деятельности характеризуется:

- долей участия населения в региональных конкурсах, выставках, акциях и других эколого-просветительских мероприятиях;

- средним числом теле- и радио эфирного времени для освещения в средствах массовой информации;

- средним числом выхода печатных полос в средствах массовой информации.

Фактические  результаты выполнения задачи в 2010 году:

Идёт стабильное ежегодное увеличение доли населения автономного округа, принимающего активное участие в эколого-просветительских мероприятиях. 2009 год охарактеризуется значительным повышением количества участников эколого-просветительских мероприятий – 24 %.

Ежегодно улучшается как количественно, так и качественно работа со средствами массовой информации. К наиболее актуальным проектам Департамента можно отнести публикацию информационных приложений «SOS - Сохраним окружающую среду» в окружной социально-политической газете «Новости Югры», трансляцию окружной эколого-просветительской телепередачи «Эковзгляд».

В рамках VII Международной экологической акции «Спасти и сохранить» в муниципальных образованиях автономного округа подготовлено и проведено более 3 000 мероприятий природоохранной направленности.

Результаты проведения Акции в 2010 году:

Проведено более 4 000 мероприятий в автономном округе:

  • 96,5 % мероприятий прошли в муниципальных образованиях автономного округа;
  • 67 % из всех мероприятий составили образовательные и просветительские проекты (форумы, конференции, круглые столы, семинары, конкурсы, выставки, фестивали);
  • 33% - трудовые субботники и десанты по благоустройству и озеленению территорий (1 317 мероприятий), в ходе которых очищено от мусора более 3204,37 га, убрано 88 491,75 м3мусора, высажено 970 000 шт. деревьев, кустарников, цветов.

6 824 человека стали участниками 20 окружных, всероссийских и международных конкурсов в рамках межведомственного взаимодействия.

Приоритеты на 2012 – 2014 годы:

Активизация развития общественного экологического движения, развитие системы непрерывного, комплексного экологического образования и просвещения.

Конечные результаты выполнения задачи:

Решение данной задачи создаст условия воздействия на общественное сознание и повышение уровня экологической культуры населения и опосредованным образом повлияет на улучшение качества природной среды.  

 

Стратегическая цель 2 «Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира»

Вся история развития человеческой цивилизации - это, прежде всего, история природо­пользования: от собирательства и охоты на диких зверей до широко распространенных в мире методов и технологий использования природных ресурсов. «Цивилизации» понадобилось всего 10 тысяч лет после первых шагов человека по пути внедрения земледелия и скотоводства, чтобы целые регионы планеты Земля стали малопригодными для жизни. Глобальные экологические проблемы - изменение климата, загрязнение поверхностных водотоков, почв, деградация природных комплексов и среды обитания всего живого, - наиболее ярко и катастрофично проявляются в северных регионах России. Поэтому вмешательство человека в природу здесь должно быть изначально жёстко лимитировано, поскольку выход за пределы устойчивости экосистем на Севере провоцирует необратимые разрушения в природе.

Югра - это один из немногих уголков России, где сохранились на значительных пространствах естественные, природные ландшафтные комплексы, являющиеся средой обитания коренных малочисленных народов Севера с их богатыми природосберегающими традициями. Югра - один из регионов, нормальное функционирование природных компонентов которого имеет планетарное климатообразующее значение. Ненарушенные, нетронутые техногенезом экосистемы автономного округа, ее «дикая природа», ее леса - бесценный экологический фонд всего человечества.

Принимая во внимание особенности северной природы, Правительство автономного округа чётко осознаёт, что устойчивое развитие территории Югры невозможно без сохранения уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира.

Эту задачу Департамент решает посредством реализации следующих полномочий:

1) по обеспечению создания и функционирования сети особо охраняемых природных территорий автономного округа.

ООПТ создаются с целью сохранения экологического баланса области, сохранения биологического, ландшафтного и историко-культурного разнообразия, а также уникальных, эталонных и типичных природных объектов и комплексов, улучшения состояния окружающей среды и обеспечения условий традиционного образа жизни и деятельности населения области, экологического воспитания и образования.

Основная деятельность на ООПТ ведётся по трем направлениям: охрана территории, научно-исследовательская работа, эколого-просветительская деятельность, экологический туризм.

2) по ведению Красной Книги автономного округа.

Красная книга ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира на территории автономного округа. Красная книга является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Объекты, занесенные в Красную книгу, подлежат особой охране.

Ведение Красной книги автономного округа включает:

- сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;

- организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;

- создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;

- занесение в установленном порядке в Красную книгу автономного округа (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира;

- подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги;

- подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, а также проведение других мероприятий.

Качественными результатами деятельности Департамента по созданию и функционированию сети ООПТ и ведению Красной книги автономного являются показатели:

- доля площади ООПТ от общей площади округа;

- доля редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного мира, к общей численности видов животного мира, зафиксированных на территориях региональных ООПТ;

- доля редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растительного мира, к общей численности видов растительного мира, зафиксированных на территориях региональных ООПТ;

- доля исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории (нарастающим итогом, начиная с начала реализации программы (нарастающим итогом, начиная с 2005 г. – начало реализации ЦП).

Фактические  результаты выполнения задачи в 2010 году:

1) Охрана территории:

1.1. Государственный контроль за соблюдением выполнения режима ООПТ.

Проведено 919 проверок, рейдов и обходов по выполнению режима ООПТ, выявлено 35 нарушений (браконьерство, захламление и загрязнение территории). Изъята 1 единица оружия, наложено штрафов на сумму 291,1 тыс.руб., взыскано – 181,4 тыс.руб., к административной ответственности привлечено 4 человека, составлено 11 протоколов;

1.2. Работы по профилактике противопожарной безопасности.

Благодаря принятым мерам, направленным на профилактику, предупреждение, своевременное обнаружение и оперативность тушения лесных пожаров, в 2010 году крупных лесных пожаров не возникло. Общее количество пожаров – 16; площадь, охваченная пожарами, - 814,3. Наибольшее количество лесных пожаров наблюдалось на территории природных парков «Кондинские озера» (9 пожаров  общей площадью 785,8 га), «Самаровский Чугас» (5 пожаров общей площадью 9,545 га) и на территории заказников «Унторский», «Вогулка» (2 пожара,  общая площадь - 19 га). Ущерб, нанесённый пожарами 74 943,8 тыс.руб.

Основные причины  возникновения лесных пожаров в 2010 году:

-от населения – 2 лесных пожара;

-от сельскохозяйственных палов -1 лесной пожар.

1.3. Биотехнические мероприятия с целью обеспечения выживания и благополучных условий для размножения диких животных, боровой и водоплавающей дичи в критические периоды жизни (солонцы, дуплянки и т.п.);

1.4. Биоучётные работы, проводятся ежегодно в целях изучения состояния животного мира.

В 2010 году проведено 676 биоучётов на общей протяжённости маршрутов – 4 280,9 км.

2) Научно-исследовательская деятельность - одна из главных задач особо охраняемых природных территорий.

В 2010 году издано 24 научные публикации.

3) Эколого-просветительская работа, проводимая силами ООПТ, включает в себя:

3.1. Учебно-производственную деятельность, внедрение эффективных методов управления и охраны окружающей среды ООПТ;

3.2. Консультационные и информационные услуги по проблемам, связанным с работой и сохранением режима ООПТ;

3.3. Проведение эколого-просветительских мероприятий: акции «Марш парков», мероприятий в рамках эколого-просветительского проекта «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» и мероприятий для пропаганды охраны окружающей среды на территории ООПТ.

Всего за 2010 год проведено 674 эколого-просветительских мероприятия.

Общее количество людей, посетивших ООПТ, составило 23 309 человек.

3.4. Осуществление издательской, рекламной и информационной деятельности.

Приоритеты на 2012 – 2014 годы:

Совершенствование информационного обеспечения, путём создания баз данных (по ведению кадастра ООПТ, животному и растительному миру, краснокнижным видам, по археологии); формирования аналитической базы на основе ГИС-технологии и внедрение ее на уровне управления.

Обеспечение условий для вложения инвестиций (как государственных, так и иностранных) в развитие ООПТ.

Развитие рекламно-информационного обеспечения, маркетинга и продвижения туристического продукта «Система охраняемых территорий Югры» на уровне округа, а также всероссийском и международном рынке туристических услуг.

Пополнение базы данных по ведению Красной книги, начало работы по обобщению и обработке материалов для переиздания Красной книги в 2013 году.

Конечным результатом выполнения поставленной задачи станет стабильно развивающаяся, эффективно функционирующая система особо охраняемых природных территорий Югры, позволяющая сохранить уникальные природные объекты и обеспечить экологический баланс территории.

 

Система стратегических целей и тактических задач Департамента разработана в полном соответствии с системой целеполагающих документов Правительства Российской Федерации и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и приведена в приложении 1 к настоящему Докладу.


Раздел 2 «Расходные обязательства и формирование доходов»

Общий объём и структура исполняемых расходных обязательств Департамента экологии автономного округа определяются направлениями деятельности, сферой ответственности и функциями, выполняемыми в соответствии с нормативными правовыми актами и иными официальными документами.

Объём расходных обязательств сформирован на основе реестра расходных обязательств. Плановые показатели отчетного и планового периода сформированы в соответствии с распределением расходов окружного бюджета по ведомственной структуре расходов окружного бюджета, утвержденного Закон ХМАО - Югры от 03.11.2009 № 174-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

При формировании объема исполняемых расходных обязательств на плановый период применялись следующие методы оценки объёма затрат:

- нормативный (в части налогообложения, выплаты командировочных расходов, расходы на приобретение горюче - смазочных материалов);

- индексация расходов (в части заработной платы, оплаты услуг, прочих расходов);

- плановый (в части расходов, при котором объем ассигнований определяется на основе утвержденного плана с возможной корректировкой для разных лет).

Исполняемые Департаментом объем расходных обязательств в отчетном периоде (2010 год) составил 298 544,1 тыс. рублей, что соответствует 99,6% от уточненного плана 299 889,6 тыс. рублей на  отчетный период.

Утвержденный план на 2010 год на содержание аппарата управления за счет средств бюджета автономного округа составил 142 187,9 тыс. рублей. Уточненные лимиты бюджетных обязательств на 2010 года с учётом передвижек установлены в размере 139 973,5 тыс. рублей.

Исполнение за 2010 год в целом по Департаменту составило 99,8 % от уточненных лимитов бюджетных обязательств. 

Утвержденный план на 2010 год по подразделу 0603 «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания» за счет средств бюджета автономного округа и приносящей доход деятельности составил 166 970,1 тыс.руб., уточненный план на 2010 год составил 165 807,1 тыс.руб. Отклонение уточненного плана от утвержденного на 2010 год составило 1 163,0 тыс.руб. за счет перераспределения бюджетных ассигнований на лицевые счета МО для перечисления денежных премий муниципальным учреждениям – победителям конкурсов, проводимых в рамках целевой программы; Федеральные субвенции в сумме 74,0 тыс. руб. на Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды и объектов животного мира и в связи с передачей полномочий по контролю и надзору. с аппарата Департамента на  подведомственные учреждения для выплаты премии в декабре.

Кассовое исполнение по подразделу 0603 «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания» за 2010 год составило 164 143,7 тыс.руб., что составляет 99 % от уточненного плана и 98,3% от утвержденного плана на  2010 год.

1. По содержанию подведомственных  учреждений Департамента (подраздел 06 03)  освоение    запланированных    бюджетных   средств      автономного  округа составило 97 240,7 тыс.руб., что соответствует 99,5 % от объема утвержденного плана и 99,2 % от уточненного.

На содержание учреждений особо охраняемых природных территорий в 2010 году бюджетные средства в сумме 97 240,7 тыс.руб. были направлены в соответствии с возложенными на них задачами в сфере охраны окружающей природной среды.

Не полное освоение бюджетных средств за 2009 год по учреждениям сложилось по экономическим статьям: 221 «услуги связи» (исполнение - 96,3%), 222 «транспортные услуги» (исполнение – 98,7%), 223 «коммунальные услуги» (исполнение – 81,1%), 224 «арендная плата за пользование имуществом» (исполнение – 95,6%), 225 «услуги по содержанию имущества» (исполнение – 93,4%), 226 «прочие услуги» (исполнение 99,2%)  в связи с предоставлением счетов-фактур на оплату данных услуг за декабрь месяц 31 декабря 2010 года, оплата произведена в январе-феврале 2011 года.

2. Освоение запланированных бюджетных средств по целевой программе «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2005 – 2010 годах» в целом по Департаменту (подразделы 0603, 1104) составило 61 470,8 тыс.руб., что составляет 99,6% к уточненному плану на 2010 год.

Экономия в размере 274,2 тыс.руб. по программе сложилась по результатам проведения конкурсов и аукционов.

3. Иные межбюджетные трансферты (подраздел 1104).  Исполнение составило 94,9 % от уточненного плана на 2010 год. На данный подраздел перераспределены бюджетные ассигнования внутри целевой программы с подраздела 0603 в сумме 1 089,0 тыс.руб. на лицевые счета муниципальных образований для перечисления денежных премий муниципальным учреждениям – победителям акций – конкурсов в рамках МЭА «Спасти и сохранить».

4. Средства федерального бюджета – субвенции в размере 30,0 тыс.руб. освоены в 2010 году полностью (исполнение – 100,0 %). Бюджетные ассигнования выделены Департаменту на охрану и использование объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов). Федеральные средства были направлены на проведение учетных работ численности птиц, занесенных в Красную книгу РФ на территории Ханты-Мансийского района.

В плановом периоде общий объем расходных обязательств составит:

в 2012 году - 225 220,8 тыс. руб., из них:   материально-техническое и финансовое обеспечение  подведомственных учреждений – 119 377,0 тыс.руб. (рост к 2011 году 0,7 %);  материально – техническое и финансовое обеспечение аппарата управления Департамента – 61 093,8 тыс.руб. (рост к 2011 году 1,7 %);

в 2013 году – 252 526,3 тыс. руб.,  из них:   материально-техническое и финансовое обеспечение  подведомственных учреждений – 120 147,7 тыс.руб. (рост к 2012 году 0,6 %);  материально – техническое и финансовое обеспечение аппарата управления Департамента – 63 928,6 тыс.руб. (рост к 2012 году 4,6 %);

 

В качестве основы для определения общих объемов бюджетного финансирования Департамента на 2011 - 2013 годы приняты бюджетная целевая программа и природоохранные мероприятия. Объем и структура основной части расходных обязательств  предопределены:

действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа;

действующей бюджетной целевой программой;

заключенными договорами и соглашениями;

разрабатываемыми нормативными правовыми актами и бюджетными целевыми программами.

Оценка размеров расходных обязательств была осуществлена в основном с помощью планового метода путем корректировки расходов на реализацию действующих и принимаемых обязательств, распределенных по статьям экономической классификации (согласно расчетам  смет доходов и расходов) с учетом индексации  расходов.

Расчет расходов по каждой статье производился на основе фактических затрат предыдущего периода, конкретных целей и задач деятельности, тематических планов и программ, а также отдельных действующих и принимаемых нормативов (нормативов расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений, установленных лимитов численности, расходов на коммунальные услуги, горюче-смазочные материалы, командировочные расходы и т.д.), статистических данных.

 

Освоение запланированных средств в 2010 году по приносящей доход деятельности в целом по Департаменту составило 6 435,3 тыс.руб. или  90,9 % от уточненного плана на 2010 год.

 Поступившие доходы от приносящей доход деятельности за 2010 год составили  6 606,8 тыс.руб., из них: от оказания платных услуг 1 726,8 тыс.руб.,  спонсорские средства – 4880 тыс.руб. Не полное исполнение плана по внебюджетной деятельности за 2010 год обусловлено тем, что освоение средств производится по фактическому поступлению средств в учреждениях.

Не полное  освоение средств за 2010 год по приносящей доход деятельности учреждений  объясняется тем, что  фактически поступило средств от оказания платных услуг меньше, чем планировалось в связи с небольшим количеством заявок от организаций и физических лиц на проведение экологических мероприятий и низкой посещаемостью населением округа природных парков, заповедников, туристических маршрутов.

Целевые благотворительные средства поступили на проведение Международной экологической акции «Спасти и сохранить» в размере  4 880,0 тыс. рублей. Освоено  4 705,0 тыс. рублей.

 

 

Раздел 3 «Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность»

 

Краткая характеристика бюджетных целевых программ Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа

 

 

 

Наименование программы 1: Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2005-2010 годах» (далее – Программа).

Программа утверждена законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.02.2005 г. №9-оз.

 

 

 

Фактически профинансировано

всего, (тыс. рублей)

в том числе по Департаменту

(тыс. рублей)

2005 год (отчёт) 

83 893 

83 893 

2006 год (отчёт) 

204 907

в т.ч. привлеченные средства 40 000 

94 277

2007 год (отчёт) 

292 411

в т.ч. привлеченные средства 30 000 

121 657

2008 год (отчёт) 

322 177,6

в т.ч. привлечённые 26 250 

148 012

2009 год (отчёт) 

106 670,8  

45 448

2010 год (отчёт) 

93 424,78 

61 471

 

Цели и задачи Департамента, решение которых в той или иной степени будет обеспечено реализацией Программы: 

Цель 1 – Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения

Задача 1. Снижение негативного воздействия на окружающую среду и жизненно важные интересы населения от хозяйственной и иной деятельности

Задача 3. Обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения окружающей среды

Задача 4. Создание и развитие оперативной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории автономного округа

Задача 5. Формирование экологической культуры населения автономного округа

 

Цель 2. «Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира» 

 

Срок реализации Программы – 2005-2010 годы

 

Цель Программы:

Обеспечение благоприятной экологической обстановки на территории автономного округа.

 

Эффективность реализуемых в 2010 году в рамках программы мероприятий

 

№ п/п

Наименования показателя

Плановое значение

Значение показателя на отчетную дату

% выполнения

Причины отклонения

1

Предотвращение  вредного  воздействия на 
окружающую среду от загрязнения  твердыми       
отходами производства и потребления (тыс. тонн)    

72,9

72,9

100

 

2

Предотвращение  вредного воздействия на окружающую среду от загрязнения жидкими отходами производства и  потребления  (куб. метров/  
сутки)

32800

32800

100

 

3

Доля восстановленных земель, подвергшихся   
загрязнению и захламлению, от общего объема  
загрязненных и  захламленных   земель (процентов)

11,1

11,1

100

 

4

Доля взысканных штрафов от наложенных (процентов)    

95

95

100

 

5

Количество измерений для получения достоверной    
информации о состоянии окружающей среды
(измерений)

644353

799406

124

Усиление контроля за состоянием окружающей среды со стороны природопользователей

6

Площадь покрытия территории автономного    
округа космическими  снимками  высокого разрешения (10  метров и 2,5  метра) (тыс. кв.
километров

457,9

434,9

95

Использование космоснимков более высокого разрешения

7

Количество учтенных источников негативного    
воздействия на  окружающую среду (источников

2300

10162

318

Внедрение новых методов сбора первичной информации (с помощью веб-сервиса)

8

Количество выявленных нарушений  природоохранного законодательства в особо        
охраняемых природных территориях автономного    
округа (случаев)

1800 (в том числе 50 за 2010 год)

35

70

Повышение эффективности охраны особо охраняемых природных территорий повлекло за собой снижение нарушений

9

Доля населения, вовлеченного в экологический  
туризм в особо  охраняемых природных территориях    
автономного округа, от общего числа  жителей автономного округа (процентов)    

1,1

1,5

136

Улучшение инфраструктуры особо охраняемых природных территорий повысило интерес населения к экологическому туризму

10

Доля редких и исчезающих видов животных и     
растений, включенных в Красную книгу автономного округа и охраняемых на  особо охраняемых природных территориях, от общего         
количества видов животных и растений,      
включенных в  Красную книгу автономного    
округа (процентов)    

73

73

100

 

11

Доля населения, вовлеченного в  региональные   
конкурсы, выставки, акции и другие  мероприятия, от общего числа жителей автономного округа         
(процентов)    

2,3

2,4

104

Увеличение интереса у населения к участию в мероприятиях, за счет повышения эффективности информирования

12

Среднее количество теле- и радиоэфирного
времени, количество выхода печатных полос,         
освещающих вопросы состояния, охраны и       
экологической   безопасности  окружающей среды
автономного округа, в средствах массовой  информации (минут)

360

339

94

Увеличение стоимости эфирного времени

 

(единиц)

30

32

107

Бесплатное размещение информации в отдельных СМИ

 

Непрограммные мероприятия

 

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия:

- участвует в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории автономного округа;

- участвует в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории автономного округа;

- принимает участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, в том числе региональных программ в области охраны окружающей среды, в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществляет контроль за их исполнением;

- участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории автономного округа;

- готовит предложения по перечню должностных лиц исполнительных органов государственной власти автономного округа, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры);

- разрабатывает нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

- осуществляет организацию и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории автономного округа;

- ведет учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, находящихся на территории автономного округа, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

- ведет Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- готовит предложения по образованию особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

- участвует в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории автономного округа;

- осуществляет организацию проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

- осуществляет экологическую паспортизацию территории.

Цели и задачи Департамента, решение которых будет обеспечено реализацией основной деятельности Департамента

Цель 1 – Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения

Задача 1. Снижение негативного воздействия на окружающую среду и жизненно важные интересы населения от хозяйственной и иной деятельности;

Задача 2. Предупреждение и (или) минимизация возможного негативного воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности

Задача 3. Обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения окружающей среды

Задача 4. Создание и развитие оперативной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории автономного округа

Задача 5. Формирование экологической культуры населения автономного округа

 

Цель 2. «Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира» 

 

Возможное снижение ряда показателей в последующие периоды будет обусловлено уменьшением штатной численности сотрудников Департамента в 2009 году с 158 до 143 человек. Характеристика достигнутых и планируемых результатов представлена в первом разделе Доклада.

 

 

Распределение фактических (ожидаемых) и планируемых значений основных показателей, характеризующих деятельность Департамента, по целям, задачам программам и непрограммной деятельности приведены в приложении 4.

 

 


Раздел 4 «Распределение расходов по целям, задачам и программам»

Распределение отчётных и планируемых расходов Департамента по целям, задачам и бюджетным целевым программам приведены в приложении 5.

При исчислении объёмов затрат по стратегическим целям и тактическим задачам включались:

- прямые затраты (непосредственные расходы) на реализацию целевой программы «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2005-2010 годах»;

- прямые затраты (непосредственные расходы) на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Повышение эффективности внешних связей в целях устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008 - 2011 годы;

- расходные обязательства на содержание Аппарата Департамента и его подведомственных учреждений;

- субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением отнесённых к объектам охоты и водным биологическим ресурсам);

- привлечённые средства на реализацию мероприятий, проводимых Департаментом.

С 2011 году и в плановом периоде структура расходов на содержание Аппарата Департамента претерпела существенные изменения в связи с преобразованием Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа в Департамент экологии автономного округа с передачей контрольно-надзорных полномочий. Это повлекло значительное уменьшение штатной численности, а, следовательно, и расходов.

 

Распределение программного финансирования за 2010 году по целям:

Цели

Доля, %

Объем финансирования тыс. рублей

Цель 1 - Предотвращение вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения

86,99

53 470,36

 

Цель 2. Сохранение уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира

13,01

8 000,46

ИТОГО

100

61 471,82

 

 

 

 

Раздел 5 «Результативность бюджетных расходов»

В практике бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствуют принципы формирования планов и показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в силу того, что большинство показателей, рассчитаны на долгосрочную перспективу их достижения и не имеют линейной зависимости от прямых вложений. Возможно только качественная оценка осуществляемой деятельности.

Эффективность затрат окружного бюджета, результативность расходов Департамента при осуществлении полномочий на фоне значительного снижения бюджетного финансирования как на содержание Аппарата Департамента и его подведомственных учреждений, так и на реализацию целевой программы «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2005-2010 годах» подтверждается уровнем достигнутых показателей, стабилизацией состояния окружающей среды.

В результате реализации предоставленных полномочий Департамент достиг в 2010 году следующих результатов:

Состояние атмосферного воздуха

В последние годы наметилась тенденция снижения валового выброса загрязняющих веществ от стационарных источников. Снижение обусловлено сокращением объёмов сжигания нефтяного попутного газа.

В границах лицензионных участков состояние атмосферного воздуха удовлетворительное: содержание основных загрязняющих веществ в большинстве случаев составило десятые и сотые доли предельно допустимых концентраций (ПДК), в единичных случаях зафиксированы превышения ПДК по оксиду азота, диоксиду и оксиду углерода, саже.

Значительные превышения ПДК по формальдегиду, фенолу и диоксиду азота зафиксированы в городах Белоярский и Радужный. Учитывая высокую опасность указанных загрязняющих веществ на 2011 год на рамках реализации целевой программы автономного округа «Обеспечение экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 – 3013 годы» запланировано проведение комплексных исследований по выявлению источников их образования.

Состояние водных ресурсов

Основное загрязнение водных объектов происходит за счёт предприятий жилищно-коммунального комплекса, осуществляющих сброс загрязненных сточных вод. Основными причинами недостаточной очистки сточных вод являются высокий уровень физического износа оборудования, перегрузка или недогрузка по гидравлике, отступление от проектов при строительстве КОС, неудовлетворительная эксплуатация очистных сооружений. В 2008 году наблюдается рост объема сброса загрязненных сточных вод (на 4 млн. куб. м), поэтому проблема остаётся актуальной и для её решения необходимы программы с гарантированным финансовым обеспечением.

Качество речных вод автономного округа остаётся на уровне среднемноголетних наблюдений. Природный характер речных вод автономного округа обуславливает стабильное превышение ПДК по железу и марганцу. Вне границ лицензионных участков повышенных концентраций нефтепродуктов и хлоридов, свидетельствующих о техногенном загрязнении, не отмечено.

Повышенным уровнем загрязнения, как и в прошлом году, характеризовались поверхностные воды в зоне деятельности ООО «РН-Юганснефтегаз» (Мамонтовский, Угутский, Южно-Балыкский лицензионные участки), ОАО «Томскнефть» (Вахский, Нижневартовский, Полуденный лицензионные участки).

Сохранение уникальных и типичных природных комплексов и поддержание биоразнообразия

Согласно проведённым биоучётным работам в 2010 году по отношению к 2009 году на особо охраняемых природных территориях наблюдается:

- снижение численности северного оленя, особенно в бассейне реки Конды. Основными причинами снижения численности являются браконьерство, а также  увеличение численности волка за пределами ООПТ, особенно на путях миграции;

- стабилизация и увеличение численности охотничье-промысловых и краснокнижных видов животных.

 

Для дальнейшего повышения результативности расходов, с учётом анализа состояния всех компонентов окружающей среды и основных проблем Департамента ставит перед собой следующие задачи:

1) По основной деятельности Департамента:

- разработка Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- разработка Схемы по обращению с отходами в автономном округе;

- разработка долгосрочной целевой инвестиционной программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2014 годы и на период до 2020 года»;

- строительство объектов по переработке и размещению отходов производства и потребления в рамках реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 – 2013 годы» и внедрения инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнёрства, развития предпринимательской деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.

- совершенствование регионального законодательства по регулированию поддержки инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа в части привлечения инвестиций в переработку твёрдых бытовых отходов, по обеспечению функционирования региональной системы экологического мониторинга.

- определение приоритетных направлений функционирования территориальной системы экологического мониторинга

- оценка реального состояния всех загрязнённых компонентов природной среды автономного округа, установление стартового уровня для определения целевых показателей реализации программ и мероприятий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа (согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2010 году);

- разработка (корректировка) региональных нормативов качества окружающей среды, в том числе после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ;

- мониторинг за состояние окружающей природной среды автономного округа с использование методов космического мониторинга и геоинформационных систем.

- реализация комплекса эколого-просветительских мер для населения автономного округа по пропаганде рачительного отношения к окружающей среде в целях формирования экологического мировоззрения (согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2010 году).

 

2)                 Разработка процедур и методологии оптимального сочетания внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств с целью снижения внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям.

 

3) Оптимизация бюджетной сети и повышение качества управления бюджетными средствами включает:

- представление в Департамент финансов автономного округа результатов мониторинга сети подведомственных бюджетных учреждений согласно Порядка составления проекта закона о бюджете автономного округа и проекта закона о бюджете фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период;

- проведение финансового менеджмента в подведомственных бюджетных учреждениях;

- создается система оценки деятельности подведомственных учреждений.

 

4)                 Финансирование подведомственных учреждений в соответствии с Перечнем государственных работ, выполняемых учреждениями, подведомственными Департаменту экологии автономного округа и Порядком определения нормативных затрат на оказание государственных работ и нормативных затрат на содержание имущества подведомственных учреждений, Порядком формирования государственных работ и осуществления контроля за их выполнением.

 

5)                 Совершенствование системы государственных закупок

- Департамент и находящиеся в ведении бюджетные учреждения осуществляют размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе с соблюдением норм и требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», Гражданским кодексом Российской Федерации;

- мониторинг, обобщение и анализ результатов размещения заказов с целью оценки их качества и эффективности;

- контроль за составлением документации на проведение торгов подведомственными учреждениями и согласование проектов государственных контрактов.