Приоритетные направления деятельности

Основные направления и приоритеты в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории автономного округа на 2012 год и на 2013 - 2014 годы

Экологическая ситуация в Ханты-Мансийском автономно округе – Югре на текущий момент характеризуется 4 блоками проблем.

1 блок проблем: Отсутствие в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре системы обращения с отходами производства и потребления:

1.1.         в большинстве муниципальных образований автономного округа отсутствует отлаженная система по санитарной очистке территорий населённых пунктов, не приняты генеральные планы санитарной очистки;

1.2.         количества санкционированных мест размещения отходов недостаточно (доля обеспеченности населённых пунктов полигонами ТБО и ПО - около 30 %), что приводит к образованию стихийных мест складирования отходов - несанкционированным свалкам;

1.3.         54 % полигонов и санкционированных свалок имеют низкий уровень благоустройства и высокий процент заполненности (более 70 %), на них не соблюдаются технологии захоронения, отсутствует учёт поступающих отходов, не проводится мониторинг;

1.4.         часть объектов размещения отходов расположена в водоохранных зонах;

1.5.         на территории округа нет мощностей по переработке вторичных отходов (макулатура, изделия из пластика, стеклотара, древесные отходы, ртутьсодержащие отходы, шины);

1.6.         регион имеет ряд ограничивающих факторов:

ü                низкую плотность населения при значительной площади территории;

ü                наличие населённых пунктов, имеющих автомобильное сообщение только в зимний период (зимники).

2 блок проблем: Низкая эффективность природоохранных и природовосстановительных мероприятий, проводимых организациями автономного округа, в том числе нефтегазодобывающими, что влечёт за собой:

- высокие объёмы накопленных нерекультивированных нефтезагрязнённых земель (5 606,1 га) и шламовых амбаров (1 798 шт.);

- многочисленные нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами бурения;

- низкий уровень и качество переработки производственных отходов;

- интенсивное воздействие продуктов сгорания нефтяного попутного газа – оксиды азота, серы, углерода, углеводородов (метана, этана, пропана, бутана и т.п.) на атмосферный воздух, почвы, растительность, водоёмы; увеличение потребления кислорода и тепловое излучение; усиление парникового эффекта;

- высокую долю неочищенных и ненормативно очищенных сточных вод в водные объекты.

3 блок проблем: Отсутствие отлаженной межведомственной системы сбора информации о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах.

Большинство исполнительных органов государственной власти автономного округа в той или иной степени осуществляет деятельность, направленную на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, при этом информационные потоки формируются автономно, в большинстве случае взаимодействие носит характер разовых запросов. Кроме того, в регионе действует ряд территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, информация о деятельности которых так же крайне важна для формирования единого информационного поля в сфере охраны окружающей среды.

4 блок проблем: Низкий уровень экологической культуры населения автономного округа влечёт за собой ухудшение состояния окружающей среды.

 

Исходя из сложившихся проблем, установлены приоритетные направления деятельности:

1) Совершенствование системы управления отходами производства и потребления:

- разработка Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- разработка Схемы по обращению с отходами в автономном округе;

- разработка долгосрочной целевой инвестиционной программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2014 годы и на период до 2020 года», предусматривающей внедрение инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнёрства, развитие предпринимательской деятельности в области обращения с отходами производства и потребления;

- строительство объектов по переработке и размещению отходов производства и потребления в рамках реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 – 2013 годы»;

- совершенствование регионального законодательства по регулированию поддержки инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа в части привлечения инвестиций в переработку твёрдых бытовых отходов, по обеспечению функционирования региональной системы экологического мониторинга.

2) Защита водных объектов автономного округа от попадания в неё загрязняющих веществ путём:

- строительства новых и модернизации и реконструкции имеющихся очистных сооружений канализации (в рамках целевой программы автономного округа «Чистая вода» на 2011-2013 годы);

- проектирования и строительства (реконструкции) водозащитных сооружений (противопаводковых дамб и берегоукрепительных сооружений).

 

3) Обеспечение функционирования территориальной системы экологического мониторинга:

- оценка реального состояния всех загрязнённых компонентов природной среды автономного округа, установление стартового уровня для определения целевых показателей реализации программ и мероприятий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа (согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2010 году);

- мониторинг за состояние окружающей природной среды автономного округа с использование методов космического мониторинга и геоинформационных систем;

- ведение Экологического паспорта территории автономного округа;

- разработка (корректировка) региональных нормативов качества окружающей среды, в том числе после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ;

4) Формирование экологической культуры населения автономного округа:

-реализация комплекса эколого-просветительских мероприятий для населения автономного округа по пропаганде рачительного отношения к окружающей среде (согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2010 году);

- реализация эколого-просветительского проекта «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить».