Формирование экологической культуры в Югре

Экологическое образование, просвещение и воспитание

 

Формирование экологической культуры

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

 

Инструментом реализации региональной политики в области экологического образования и просвещения является целевая программа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах. «Информирование населения о состоянии окружающей среды, в том числе проведение эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятий» – один из разделов данной программы, который определяет следующие направления деятельности:

– обеспечение информирования населения через СМИ (печатные, электронные, радио, телевидение);

– информационно-издательскую деятельность;

– организацию и проведение эколого-просветительских и природоохранных мероприятий, а также участие представителей автономного округа в мероприятиях всероссийского и международного уровней;

– развитие экологического движения и организацию просветительской деятельности на особо

охраняемых природных территориях;

– подготовку и проведение программных мероприятий МЭА «Спасти и сохранить».

В 2011г. финансирование по разделу составило 11,3 млн. – бюджетное и 5 млн. – внебюджетное (благотворительная помощь нефтяных компаний).

В целях координации деятельности по обеспечению развития на территории автономного округа непрерывного экологического образования и просвещения создана Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Утверждено Положение и состав межведомственной комиссии. Работа Комиссии осуществляется в соответствии с Планом. В 2011 году было проведено:

– 4 заседания межведомственной комиссии при заместителе Губернатора автономного округа;

– 11 рабочих совещаний с исполнительными органами государственной власти автономного

округа;

– 3 программных мероприятия в рамках МЭА «Спасти и сохранить» регионального, всероссийского и международного уровней;

– 16 конкурсов экологической направленности, в которых приняли участие свыше 5 тыс. человек.

– 2 блока семинара «Инновационно-коммуникативные подходы в формировании экологической

культуры населения в контексте идей устойчивого развития» для руководителей общественных объединений, педагогов дополнительного образования, представителей органов государственной власти иместного самоуправления;

– семинар для студенческой молодежи автономного округа «Образование и развитие студенческого экологического движения»;

– VI Всероссийская конференция по экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития;

– подготовлены методические материалы и экологические уроки на электронных носителях,

сборники и диски по итогам образовательных семинаров «Просвещение в интересах устойчивого развития: современное содержание и методы».

При межведомственном взаимодействии в муниципальных образованиях Югры реализуются

природоохранные и эколого-просветительские программы. Сотрудничество осуществляется в рамках заключенных Соглашений с 22 муниципальными образованиями u1072 автономного округа. Результаты деятельности определяются по итогам конкурса «Лучшее муниципальное образование автономного округа в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды», в номинациях « Лучший муниципальный район» и «Лучший городской округ».

Активными участниками всех программных мероприятий являются представители экологического движения, которое активно развивается в автономном округе.

Согласно данным на 2011 год, в автономном округе осуществляют свою деятельность:

– 128 общественных организаций и объединений экологической направленности, с количеством участников около 9 тыс. чел.

– 49 школьных лесничеств, численность которых составляет 866 человек.

В текущем году созданы 4 площадки Департамента экологии автономного округа на территориях по организации и проведению региональных этапов российских и международных конкурсов:

– Международный экологический конкурс-выставка детского творчества «Красная книга глазами ьдетей» – пос.Талинка, Октябрьский район.

– Региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» –

СЮН, г.Ханты-Мансийск.

– Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников – МОУ ДОД «Центр ьдетского творчества», экологическое объединение «Росток», г.Нижневартовск.

– Региональный этап Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле» Сургутский район, д.Сайгатина.

Представители общественных экологических движений приняли участие в Международной

конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО.

По итогам конкурса социально значимых экологических проектов 2010 года сформирована делегация для участия в Международном молодежном экологическом форуме Международной неправительственной ассоциации «Северный Форум», который прошел в г.Анкоридж, штат Аляска, США в мае 2011 года.

Представители экологических движений и школьных лесничеств приняли участие в программных мероприятиях окружного экологического марафона, в Международном молодежном экологическом форуме «Планете Земля-зеленый наряд», открытом слете школьных лесничеств и экологических объединений.

Одному из лучших школьных лесничеств автономного округа «Бурундучок» (г.Нижневартовск) тпо итогам участия в IX МЭА «Спасти и сохранить» вручен специальный приз Губернатора ХМАО – Югры – диплом и поездка на «Зимний Кубок КВН» (г.Ханты-Мансийск).

Эколого-просветительская и научно-практическая деятельность, прежде всего детей и подростков, проводится на особо охраняемых природных территориях автономного округа. Ежегодно увеличивается количество участников Всероссийской акции «Марш парков». В 2011 году на территории округа было организованно 14 локальных маршей, в которых приняли участие более 18 тыс. человек. «Марш парков» прошел в 7 районах Югры. В акции принимали участие дети и взрослые, руководители природоохранных служб, педагоги учебных и дошкольных учреждений.

Более 50% активных участников Акции, вовлеченных в эколого-образовательную и природоохранную деятельность – дети, подростки и молодежь. Значительно увеличилось количество воспитанников учреждений дошкольного образования.

            Экологическое воспитание и образование осуществляется не только путем непрерывного эко-

логического образования и вовлечения всех слоев населения в мероприятия экологической направленности в рамках существующих программ на окружном и муниципальном уровнях, деятельности общественных экологических движений, но и посредством экологической пропаганды, предоставления информации о состоянии окружающей среды, эколого-просветительской и природоохранной деятельности в течение года. Все это является действенным механизмом решения экологических проблем, в том числе формирования экологической культуры.

Экологическое образование и просвещение становится приоритетным направлением образовательной стратегии устойчивого развития автономного округа. Оно способствует решению экологических проблем в быстро меняющихся условиях окружающей среды. Такое образование призвано формировать общественно-экологическое мировоззрение, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику; поднимать уровень культуры человека и общества в целом.

 

Развитие экологического образования

           

Экологическое образование в округе имеет системный характер и предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных

и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

Программы в дошкольном образовании ориентированы на новую концепцию воспитания детей и формирования целостного взгляда на природу, 35% ДОУ выбрали экологическое направление приори тетным в своей деятельности. Наряду с комплексными программами «Радуга», «Истоки», «Из детства в отрочество» используются парциальные программы экологической направленности – «Юный эколог», «Тропинка в мир», «Природа и человек» и др.

В основной образовательной программе школы курсы экологической направленности выступают в качестве системообразующих:

На ступени начального образования – эколого-краеведческий курс «Мы – дети природы» (в 10,6% ОУ отдельным часом, в 89,4% – интегрирован с другими предметами).

В основной школе изучается курс «Экология и география ХМАО – Югры» (43,6% – отдельным часом, в 56,4% – интегрирован с предметами «География», «Экология», «ОБЖ» и др.). В рамках учебного плана курс преподается в 100% ОУ. Объектами изучения являются региональные проблемы и пути их решения.

На старшей ступени экологическое образование реализуется посредством вариативности курсов в предпрофильных и профильных классах (химико-биологическом, медицинском, географо-биологическом профилях) и классах с углубленным изучением предметов. В общеобразовательных классах  экологические знания мозаично включены в курсы естественнонаучной направленности. Приоритетны практическая, самостоятельная, созидающая образовательная деятельность, включающая элементы ьучебно-исследовательской работы, а также здоровьесберегающий аспект.

Во всероссийском экологическом олимпиадном движении ежегодно участвует около трех тысячшкольников с 5 по 11 кл. В 2011 г. в округе проводилась региональная Олимпиада по экологии, ее участниками стали 62 чел., что выше показателя 2010 г. на 21%.

Большой потенциал в экологическом воспитании принадлежит системе дополнительного образования. В 31% объединениях дополнительного образования реализуются программы эколого-биологической направленности, в которых занимаются 7 252 чел. Сегодня в 22 муниципальных образованиях созданы 64 школьных лесничества.

Наряду с традиционными формами работы – кружки и объединения, акции, экологические конкурсы, экскурсии и походы, выставки рисунков и поделок – 273 ОУ (33,7%) используют новые формы деятельности – «Экотеатр», «Неделя природолюбия», «Экологический марафон». Они активны также во всероссийских и окружных экологических мероприятиях («Вода», «Энергия», «Посади свое дерево», «Экологический десант» и т.д.). Всего в просветительских проектах принимают участие более 80% обучающихся.

В 2011 г. курсовой подготовкой было охвачено 87% учителей начальной школы. В повышении квалификации учителей естественного цикла и учителей начальной школы особое внимание уделяется вопросам преподавания краеведческого курса «Мы – дети природы». Разработаны образовательные модули по преподаванию курсов экологической направленности с учетом ФГОС основного общего

образования.

На современном этапе главной целью экологического образования становится формирование обучающихся, молодежи и общества в целом экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний, ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни.