Концепция экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 года

 Приложение
к распоряжению Правительства
автономного округа
от 10 апреля 2007 г. N 110-рп

КОНЦЕПЦИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение для нынешнего и будущих поколений людей благоприятной окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, сохранение и развитие природных комплексов и объектов на территории автономного округа.
Концепция разработана во исполнение постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 декабря 2005 г. N 232-п "О плане мероприятий по реализации I этапа (2005 - 2006 г.) программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2010 годы".
Концепция основывается на:
Конституции Российской Федерации,
международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов,
федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области природопользования, охраны окружающей среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р,
Схеме развития и размещения производительных сил Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2006 - 2015 годы и до 2020 года), одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 августа 2006 г. N 299-рп,
программе автономного округа "Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2010 годы.
Концепция учитывает рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро ("Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию", Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г., "Повестка дня на XXI век"), и Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа - 4 сентября 2002 г.), важную роль естественных экологических систем Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в глобальных экологических процессах, современное состояние окружающей среды и ее воздействие на качество жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, региональные особенности окружающей среды и природопользования, фундаментальные научные и практические знания в области экологии и смежных наук.
На основе Концепции должны быть определены необходимые и достаточные условия для создания организованного и четко управляемого государственного механизма, ориентированного, в первую очередь, на обеспечение систематического повышения уровня экологической безопасности и качества жизни населения, а также сформированы современные экономические механизмы, стимулирующие снижение экологической опасности; разработаны формы участия в этой работе органов местного самоуправления, природопользователей, общественных организаций и населения автономного округа.
Обеспечение экологической безопасности, являющейся неотъемлемым условием устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Соблюдение требований по обеспечению экологической безопасности должно стать одной из основ при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории автономного округа, быть неразрывно связанным с долгосрочными экономическими интересами природопользователей, осознанной общественной обязанностью населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Реализация положений Концепции предполагает:
разработку законов и иных нормативных правовых актов в области регионального регулирования рационального и безопасного природопользования и охраны окружающей среды;
создание эффективной системы управления охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;
разработку, реализацию и координацию совместных планов и программ действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления, природопользователей и населения на основе системного и научно обоснованного подхода к обеспечению экологической безопасности.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.
Природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.
Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Производственные отходы предприятий нефтегазового комплекса - солевые отложения и шлам, извлеченные из технологического оборудования при его ремонте и очистке, элементы технологического оборудования и конструкций, не предназначенные для дальнейшего использования по их назначению, почва и грунты на территории предприятий и пр., в которых могут накапливаться природные радионуклиды в процессе производственной деятельности предприятий нефтегазового комплекса.
Производственные отходы с повышенным содержанием природных радионуклидов - вязкие, сыпучие и твердые отходы предприятий нефтегазового комплекса, в которых эффективная удельная активность природных радионуклидов может превышать 1500 Бк/кг.

Глава 3. СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Неблагоприятное качество окружающей среды, рост влияния негативных факторов среды обитания на здоровье населения автономного округа, повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, истощение природных ресурсов и деградация природных комплексов являются основными причинами угрозы экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
В современных условиях необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние угрозы экологической безопасности от источников, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации и даже иностранных государств (например, экологически опасные объекты, находящиеся на территории других субъектов Российской Федерации, в частности на территории Тюменской и других областей, в Республике Казахстан и т.д.).
Кроме того, объекты, находящиеся на территории автономного округа, могут быть источниками экологической опасности для других субъектов Российской Федерации, например, для Ямало-Ненецкого автономного округа.
Неблагоприятное состояние окружающей среды создает угрозу устойчивому развитию автономного округа.
Особенно опасно загрязнение окружающей среды для территорий традиционного природопользования и компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Состояние окружающей среды
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Официальные данные, содержащиеся в государственных докладах о состоянии окружающей среды в Российской Федерации и в официальных документах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за последние годы, свидетельствуют о высоком техногенном воздействии на окружающую среду в автономном округе.
Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с опасными техногенными нагрузками на окружающую среду приводит к деградации естественных экологических систем, что ведет к дестабилизации окружающей среды, утрате ее способности поддерживать надлежащее качество, необходимое для жизнедеятельности общества в настоящее время и в будущем.

1. Атмосферный воздух

Состояние атмосферного воздуха в автономном округе оценивается как неблагополучное.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра на протяжении последних лет занимает первое место в Российской Федерации по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.
Наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносят предприятия нефтегазодобывающей промышленности. Они влияют на атмосферу организованными и неорганизованными выбросами загрязняющих веществ и парниковых газов.
Наибольшую опасность в экологическом плане представляет сжигание попутного нефтяного газа на факелах, которые потребляют кислород и загрязняют атмосферу оксидами азота и серы, оксидами углерода, а также продуктами неполного сгорания углеводородов, которые в свою очередь взаимодействуют с атмосферной влагой, трансформируются под влиянием солнечной радиации и выпадают на поверхность суши, формируя поля локальных и региональных загрязнений. Отрицательное воздействие факелов проявляется также в загрязнении почв и водных объектов (поступление загрязняющих веществ с водосборных площадей).
Нефтегазовый комплекс в течение ближайших десятилетий будет по-прежнему составлять основу экономики автономного округа, поэтому при увеличении нефтедобычи в автономном округе и дальше сохранится тенденция роста выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

2. Поверхностные и подземные воды

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из регионов Российской Федерации, наиболее обеспеченных водными ресурсами (возобновимые воды рек, озер, водно-болотных угодий, подземных горизонтов, почвенная влага, пары атмосферы).
Основными источниками покрытия потребностей в свежей воде для нужд промышленности и населения являются ресурсы речного стока и подземные воды.
Речной сток, поступающий транзитом в автономный округ, загрязнен нефтепродуктами, тяжелыми металлами, фенолами и не удовлетворяет требованиям рыбохозяйственного, хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Река Обь на участках в пределах автономного округа относится к категории "грязная" и "очень грязная". Река Иртыш относится к одному из максимально загрязненных водных объектов, требующих первоочередного осуществления природоохранных мероприятий.
На территории автономного округа качество речного стока ухудшается в результате мощной антропогенной нагрузки нефтегазодобывающей инфраструктуры и сброса загрязненных сточных вод от населенных пунктов.
В результате техногенного воздействия на водные объекты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры состояние поверхностных вод характеризуется как неблагополучное.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре остро стоит проблема качества питьевой воды для населения.
В сельской местности объекты водоснабжения находятся в лучшем состоянии, чем в городах.
Основным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения городов и рабочих поселков автономного округа являются подземные воды (76%).
Повсеместно наблюдается несоответствие качества воды в источниках питьевого водоснабжения установленным санитарным нормам и правилам по железу, марганцу, цветности; в отдельных скважинах - по мутности, окисляемости, сероводороду, азоту аммония, меди. Во многих скважинах низкое содержание кальция, магния, фтора и йода.
Основными причинами неудовлетворительного качества воды в поверхностных и подземных источниках питьевого водоснабжения являются:
хозяйственная деятельность на водосборе;
антропогенное и техногенное воздействие непосредственно на водоем (ливневые стоки, сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод промышленных предприятий и сельскохозяйственных комплексов);
отсутствие зон санитарной охраны на водозаборах и (или) несоблюдение регламентирующего режима хозяйственной деятельности в этих зонах.
Кроме загрязнителей антропогенного характера, в воде источников водоснабжения присутствуют естественные (природные) загрязнители (в основном взвешенные вещества, железо, марганец и органические вещества).

3. Земельные ресурсы и обращение с отходами

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре одним из экологических последствий промышленно-транспортного освоения территории является изъятие значительных объемов земельных ресурсов.
Для автономного округа характерно нарушение земель в процессе их использования (захламление, загрязнение, размещение отходов производства и потребления).
Ведущее место в нарушении земель занимают предприятия нефтедобывающей промышленности и геологоразведка.
Одним из основных видов нарушения земель в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре является загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами, буровыми отходами и растворами, минерализованными водами.
Одной из проблем автономного округа является загрязнение земель отходами производства и потребления.

4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

На территории автономного округа расположено и действует значительное количество потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения, аварии на которых могут привести к негативным социальным и экологическим последствиям. Большинство чрезвычайных ситуаций носят техногенный характер. Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера продолжают оставаться изношенность основных производственных фондов, ухудшение материально-технического обеспечения, снижение производственной и технологической дисциплины, отсутствие современных систем управления опасными процессами.

5. Радиационная обстановка

На протяжении последних 5 лет радиационная обстановка на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оценивается специалистами как относительно стабильная и благополучная.

6. Растительный и животный мир,
естественные экологические системы

В результате интенсивного освоения нефтяных месторождений и использования нефтегазодобывающими предприятиями недостаточно эффективных с точки зрения экологической безопасности технологий происходит значительное воздействие на природные экосистемы: уменьшение разнообразия аборигенных (местных) видов животных и растений, сокращение численности ценных промысловых животных, уменьшение продуктивности дикоросов, сокращение площади девственных лесов и др.
В автономном округе изменяются и деградируют как отдельные компоненты естественных экосистем (почвенный покров, мезофауна, растительный покров и др.), так и экосистемы в целом (лесные, водные, болотные и др.).
Подробные данные о состоянии окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре приведены в приложении 2 к Концепции.

Глава 4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

1. Стратегическая цель Концепции

Настоящая Концепция определяет стратегическую цель, основные цели, задачи, направления охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на долгосрочный период и является основой:
долгосрочного планирования, разработки и реализации целевых программ и планов действий в области охраны окружающей среды и социально-экономического развития Автономного округа;
создания единой системы целей и задач в области обеспечения экологической безопасности, организации эффективного взаимодействия в деятельности территориальных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления, природопользователей и населения автономного округа;
практической деятельности органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления и природопользователей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории автономного округа, научных и учебных учреждений, а также общественных организаций по обеспечению экологической безопасности.
Стратегическая цель обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяется с учетом задач стратегического развития Российской Федерации и долгосрочных планов социально-экономического развития автономного округа.
Стратегической целью обеспечения экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре является рациональное и безопасное использование имеющегося природно-ресурсного потенциала в интересах Российской Федерации и населения автономного округа, предотвращение вреда природной среде и жизненно важным интересам населения.
Одним из основных средств достижения этой стратегической цели является построение системы управления охраной окружающей среды, которая будет адекватна интенсивному природопользованию и обеспечит защиту жизненно важных интересов государства, общества и личности от экологической опасности, организация эффективного государственного экологического контроля и производственного экологического контроля, создание эффективной системы территориального экологического мониторинга, сбора и анализа данных о состоянии окружающей среды.

2. Основные цели Концепции

Основными целями Концепции являются:
развитие хозяйственной деятельности, в основе которой находятся энергоресурсосберегающие и экологически более чистые технологии;
ведение деятельности, способствующей сохранению или увеличению биологического разнообразия в экосистемах;
экологическое воспитание и образование населения;
создание мониторинга как оперативной информационно-аналитической системы наблюдений за динамикой показателей, характеризующих состояние и развитие природной среды;
обеспечение рационального и безопасного природопользования, предусматривающее рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов и их глубокую переработку, а также неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов и меры по их воспроизводству;
повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения за счет обеспечения безопасного состояния окружающей среды как неотъемлемого условия жизни, здоровья и благополучия нынешнего и будущих поколений жителей, а также улучшения демографической ситуации в автономном округе;
снижение уровня опасного воздействия факторов природного и техногенного характера на население и территорию автономного округа, а также на соседние территории;
охрана и восстановление естественных экологических систем на территории автономного округа в целях поддержания их жизнеобеспечивающих функций для населения, обеспечение их целостности, способности к саморегуляции и сохранение биологического разнообразия.

3. Задачи

Для достижения этих целей необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих основных задач:
прогнозирование, предотвращение, локализация и минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для населения и территории автономного округа и соседних территорий;
уменьшение опасного воздействия (выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов) на окружающую среду и ее компоненты до безопасного уровня, обеспечение безопасности при обращении с вторичными ресурсами, отходами производства и потребления;
сохранение естественных экологических систем на территории автономного округа, составляющих естественный резерв для саморегуляции и восстановления природных комплексов;
улучшение качества жизни и увеличение продолжительности жизни населения автономного округа путем уменьшения снижения опасного воздействия экологических факторов, снижение уровня экологозависимых заболеваний;
обеспечение органов государственной власти и населения информацией о состоянии окружающей среды на территории автономного округа, в области обращения с отходами, о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, их загрязнении, состоянии растительного и животного мира,
организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры населения.

4. Региональные особенности,
федеральные и глобальные факторы, угрозы и интересы,
которые необходимо учитывать при решении задач Концепции

4.1. Региональные особенности (специфика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры):
динамичный рост промышленного производства, интенсивное развитие дорожной сети, начавшаяся реализация крупномасштабных проектов по освоению Приполярного Урала, предусматривающих активизацию хозяйственной и иной деятельности в западной части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
преобладающая роль нефтегазодобывающего комплекса в экономике автономного округа, являющегося одним из основных загрязнителей окружающей среды (выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и образование отходов, в том числе производственных отходов с повышенным содержанием природных радионуклидов);
сжигание огромных объемов попутного нефтяного газа на факелах, использование при добыче и подготовке нефти и газа большого количества опасных химических реагентов;
большие масштабы накопленного загрязнения окружающей среды в результате многолетнего интенсивного освоения месторождений нефти и газа Западной Сибири, наличие большого количества неэксплуатируемых потенциально опасных объектов ("бесхозных скважин");
насыщенность территории автономного округа магистральными и промысловыми нефте- и газопроводами, которые в условиях технологического старения, износа, а также других факторов становятся источниками повышенной экологической опасности;
значительные лесные и водные ресурсы, наличие больших площадей водно-болотных экосистем, имеющих общемировое значение;
климатические особенности территории автономного округа, характеризующиеся замедленностью биологических процессов, вызванной низкими среднегодовыми температурами;
подверженность территории, в первую очередь Обско-Иртышского водного бассейна, воздействию трансграничного переноса загрязняющих веществ;
неоднородность территории автономного округа (разная степень хозяйственной освоенности районов автономного округа, наличие резко отличающихся районов по степени техногенного воздействия, сосредоточение населения и промышленного производства, вносящих доминирующий вклад в уровень воздействия на окружающую среду, на отдельных ограниченных по площади территориях интенсивной нефте-, газодобычи);
повышенные показатели предельно допустимых концентраций по некоторым видам загрязняющих веществ (естественный фон);
недостаточный уровень развития рынка услуг и частного предпринимательства в области рекультивации земель, переработки, обезвреживания отходов производства и потребления и иных работ по восстановлению природной среды;
наличие территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, ведущих образ жизни, особенно чувствительный к состоянию окружающей среды, необходимость особого учета этого фактора при ведении хозяйственной и иной деятельности;
устойчивые тенденции демографического роста;
наличие на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры мест проведения подземных ядерных взрывов, являющихся по существу могильниками радиоактивных отходов.
Общая характеристика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приведена в приложении 1 к Концепции.
4.2. Федеральный уровень:
преобладание топливно-энергетического комплекса и ресурсоемких секторов в структуре экономики России, сопровождающееся интенсивным истощением невознобляемых природных ресурсов и деградацией окружающей среды;
низкая эффективность механизмов экономического регулирования охраны окружающей среды, включая утрату компенсационного характера платы за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствие эффективных экономических механизмов стимулирования природоохранных мероприятий и обеспечения экологической безопасности;
недостаточный уровень развития и использования техники и технологий, предназначенных для проведения работ по рекультивации земель, переработке, обезвреживанию отходов производства и потребления и иных работ по восстановлению природной среды;
отсутствие должной согласованности управленческих и, прежде всего, контрольных функций государства в области охраны окружающей среды;
несовершенство законодательной и нормативной правовой базы, недостаток или отсутствие необходимых регламентов и стандартов;
недостаточно развитые механизмы реализации ответственности за экологические нарушения и преступления;
недостаточный уровень экологического сознания и экологической культуры населения.
4.3. Глобальные факторы:
рост потребления возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, в первую очередь нефти и газа;
опасные изменения состояния основных компонентов окружающей среды и связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и самовосстановлению;
изменение климата и истощение озонового слоя Земли;
растущие масштабы опасных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе оказывающих трансграничное воздействие;
угрозы террористических актов с опасными последствиями для окружающей среды.
Очевидна необходимость выработки комплексного подхода к решению задач Концепции и единой позиции на всех уровнях управления: Российская Федерация - Уральский федеральный округ - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - органы местного самоуправления в вопросах эффективного и безопасного использования природно-ресурсного потенциала автономного округа и минимизации возможности причинения вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде.
Необходимость комплексного подхода к вопросам обеспечения экологической безопасности обусловлена:
динамичным развитием экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в первую очередь промышленного производства, преобладанием ресурсодобывающих и ресурсоемких отраслей в экономике автономного округа;
интенсивностью природопользования в автономном округе, высокой степенью техногенной нагрузки на окружающую среду;
эксплуатацией физически и морально устаревших технологий и оборудования на промышленных предприятиях, что не обеспечивает должного уровня экологической безопасности;
наличием значительного количества загрязненных и нарушенных земель и водно-болотных комплексов;
недостаточным нормативным правовым и нормативно-методическим регулированием вопросов обеспечения экологической безопасности;
недостаточным уровнем координации и взаимодействия органов государственной власти (федеральных и субъектовых), органов местного самоуправления, природопользователей и населения в области обеспечения экологической безопасности;
отсутствием эффективных механизмов стимулирования рационального и безопасного природопользования и как следствие недостаточной заинтересованностью природопользователей в соблюдении требований в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
низким уровнем переработки и утилизации вторичных ресурсов, отходов производства и потребления;
недостаточным уровнем экологического сознания и экологической культуры населения;
потенциальными угрозами экономических потерь и снижения конкурентоспособности югорской продукции на рынках в странах с жестким экологическим законодательством.
Для защиты природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий необходимо создать систему обеспечения экологической безопасности:
сформировать и реализовывать новые подходы к управлению природопользованием и охраной окружающей среды, безопасному использованию природных ресурсов, позволяющие исключить возможность деградации окружающей среды или по возможности минимизировать опасные последствия;
выработать и последовательно реализовывать единую долгосрочную политику в области обеспечения экологической безопасности, управления природопользованием и охраны окружающей среды, безопасного использования природных ресурсов.
Принятие Концепции позволит выработать единый комплексный и системный подход к вопросам обеспечения экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, сформировать на ее базе эффективную систему управления в этой области, организовать координацию и взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, природопользователей и населения.

Глава 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

5.1. Выбор приоритетов:
приоритетность обеспечения для населения автономного округа безопасного состояния окружающей среды при сохранении высоких темпов экономического развития;
приоритетность обеспечения экологической безопасности, сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов при разработке и реализации проектов в сфере природопользования, хозяйственной и иной деятельности;
приоритетность выявления источников повышенной опасности и принятие первоочередных мер к организации их контроля и снижения степени экологической опасности;
первоочередность разработки и реализации мероприятий по обеспечению экологической безопасности на экологически опасных и экологически неблагополучных территориях;
установление более жестких экологических требований, норм и стандартов для хозяйственной деятельности на экологически опасных и экологически неблагополучных территориях.
5.2. Прогнозирование и упреждение:
учет отдаленных экологически опасных последствий, отказ от хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, если безопасные последствия этой деятельности не гарантированы;
постепенный переход от принципов управления, направленных на ликвидацию последствий, к прогнозированию, предупреждению и предотвращению возникновения экологически опасных ситуаций.
5.3. Комплексность и системность:
обеспечение полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения, источниках экологической опасности для принятия адекватных управленческих решений;
рациональная оценка потребностей экономического и социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при которой выявляются опасные последствия интенсивного природопользования для состояния окружающей среды;
задействование всех возможных механизмов управления, обеспечивающих единство экономического, социального и экологического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направленного на повышение качества жизни населения.
5.4. Адекватность и разумная достаточность:
адекватность полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области экологической безопасности уровню их ответственности за ее обеспечение;
наличие адекватного нормативно-правового, организационного, материального, финансового, кадрового и методического обеспечения экологической безопасности;
оптимальное сочетание административных, нормативных правовых и экономических методов обеспечения экологической безопасности в условиях рыночной экономики, разумная достаточность при распределении финансовой нагрузки на природопользователей при исполнении ими обязательств по обеспечению экологической безопасности.
5.5. Эффективность:
создание и применение действенных механизмов стимулирования мотивации по обеспечению экологической безопасности в процессе принятия управленческих решений, разработка и внедрение финансово-экономических оценок затрат и результатов снижения степени экологической опасности хозяйственной и иной деятельности;
совершенствование методов и способов декларирования и сертификации экологической безопасности природопользователями при повышении эффективности государственного и общественного контроля;
использование научно-технических достижений, результатов научных исследований, международного опыта с целью принятия эффективных решений в области обеспечения экологической безопасности;
максимально полное возмещение населению и окружающей среде вреда, наносимого в результате нарушения природоохранного законодательства, использование платы за негативное воздействие на окружающую среду на реализацию мер по обеспечению экологической безопасности.
5.6. Координация действий:
координация действий территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органов местного самоуправления, природопользователей и населения в сфере охраны окружающей среды и их взаимная ответственность за состояние экологической безопасности, разработку и реализацию совместных мероприятий по ее обеспечению;
участие органов местного самоуправления, природопользователей и населения в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области обеспечения экологической безопасности, широкое распространение экологической информации среди населения.
5.7. Постоянство и последовательность:
поддержание непрерывности процесса обеспечения экологической безопасности и контроля источников экологической опасности на основе четкой и внятной системы объективных критериев;
последовательное решение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей и задач обеспечения экологической безопасности, соответствие краткосрочных и среднесрочных задач охраны окружающей среды долгосрочным целям обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
5.8. Учет интересов:
комплексный учет интересов населения, природопользователей, государственных органов и органов местного самоуправления в области экологической безопасности и поддержание необходимого баланса интересов при возникновении конфликтных ситуаций.

Глава 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Для достижения цели и решения задач Концепции с учетом основных принципов ее реализации определены основные направления и приоритетные меры по реализации Концепции.
6.1. Нормативное правовое обеспечение:
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, а также регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и водные отношения в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с федеральным законодательством и с учетом требований обеспечения экологической безопасности, а также осуществление контроля за их исполнением;
обеспечение реализации законодательных актов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности путем принятия нормативных правовых актов, необходимых для их применения;
постоянное совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности с целью корректировки и исключения устаревших норм;
создание договорно-правовой базы для осуществления эффективного взаимодействия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в первую очередь Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа;
развитие системы нормативов и правил в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже установленных на федеральном уровне и обеспечивающих снижение опасной нагрузки на природные среды;
нормативное правовое закрепление современных научно обоснованных методик расчета ущерба и компенсации вреда в результате экологических правонарушений и/или осуществления экологически опасных видов деятельности, а также практики возмещения вреда в натуральной форме путем финансирования и осуществления мероприятий по восстановлению нарушенных объектов природной среды;
эффективное использование судебных механизмов для защиты законных интересов населения, природопользователей и государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
применение правовых механизмов пресечения правонарушений и экологических преступлений, содействие укреплению системы прокурорского надзора и реагирования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
совершенствование нормативной правовой базы общественного экологического контроля и создание условий, позволяющих населению автономного округа участвовать в принятии и реализации решений в области обеспечения экологической безопасности.
6.2. Государственное управление в области охраны окружающей среды и экологической безопасности предполагает:
четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органами местного самоуправления в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, в первую очередь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организацию взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с территориальными органами исполнительной власти Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по совместному выполнению задач обеспечения экологической безопасности (на основе положений Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" и Постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 725 "О взаимодействии и координации деятельности власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти") с использованием следующих форм взаимодействия и координации деятельности:
а) планирование и реализация совместных мероприятий;
б) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
в) обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти автономного округа и предоставляемой в установленном порядке;
г) проведение совещаний по вопросам экологической безопасности Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
д) создание консультативно-совещательного и (или) координационного органа по вопросам экологической безопасности с участием представителей территориальных органов;
е) иные формы, предусмотренные соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
совместное обсуждение между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органами местного самоуправления в соответствующих координационных органах актуальных вопросов охраны окружающей среды и принятие согласованных решений в области обеспечения экологической безопасности;
организацию взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с органами местного самоуправления при реализации Концепции и проведение совместных мероприятий по контролю источников экологической опасности;
во взаимодействии с органами прокуратуры, МВД и ФСБ выявление, предупреждение и пресечение правонарушений, т.е. посягательств на общественную безопасность, на окружающую среду, и порядок использования природных ресурсов, осуществление мероприятий по повышению эффективности борьбы с экологическими преступлениями, в том числе с незаконной торговлей окружающей средой, сокрытием информации о фактах и явлениях, создающих угрозу экологической безопасности населения, экологическим терроризмом и т.п.;
организацию и проведение мероприятий по реализации водно-бассейнового принципа и бассейнового подхода к решению экологических проблем;
разработку и реализацию региональных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности:
а) программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области обеспечения экологической безопасности;
б) целевой программы охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;
в) программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
г) программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания;
участие в разработке и реализации федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;
организацию проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории с учетом обеспечения экологической безопасности;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой;
контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
обеспечение эффективности государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, в том числе за счет наделения лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, необходимыми и достаточными полномочиями, обеспечение их государственной защиты, адекватного материального и технического обеспечения и предоставление социальных гарантий;
координацию, планирование взаимодействия и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
развитие системы добровольной сертификации и экологического страхования, стимулирование добросовестного осуществления деятельности по обеспечению экологической безопасности;
развитие технического регулирования деятельности, оказывающей опасное воздействие на окружающую среду и на здоровье населения, а также государственное нормирование и контроль качества окружающей среды и установление единых требований к природопользователям;
контроль за соблюдением нормативов качества окружающей среды;
оказание помощи полномочным органам и должностным лицам в осуществлении полномочий по охране окружающей среды;
методологическое обеспечение деятельности по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности;
повышение квалификации специалистов органов управления и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;
усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы при принятии управленческих решений.
6.3. Экономические и финансовые механизмы обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
адекватное бюджетное финансирование мероприятий в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре как одного из приоритетных направлений деятельности, усиление контроля за целевым использованием выделяемых средств;
привлечение частных инвестиций в проекты обеспечения экологической безопасности;
совершенствование методов экономического регулирования, направленных на стимулирование деятельности природопользователей по обеспечению экологической безопасности, увеличение объемов финансирования ими природоохранных мероприятий, в том числе использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения их количества и стимулирование мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, в том числе:
применение налоговых и иных льгот при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение негативного (опасного) воздействия на окружающую среду;
применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением природоохранной деятельности и уменьшением негативного (опасного) воздействия на окружающую среду;
обеспечение полного взимания с хозяйствующих субъектов платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее использование на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
разработка и эффективное применение нормативных правовых актов по определению размера возмещения вреда окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной и иной деятельности при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера;
обеспечение обязательной компенсации экологического вреда, причиненного окружающей среде и здоровью населения;
совершенствование механизмов оценки и учета "прошлого" экологического ущерба, обязательств по проведению реабилитационных мероприятий и т.п.;
использование механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, для обеспечения защиты от вреда окружающей среде, наносимого в результате хозяйственной и иной деятельности;
содействие развитию экологического аудита, а также добровольной сертификации в области экологической безопасности;
содействие предпринимательству, развитию рынка услуг, обеспечение условий конкуренции в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
6.4. Информационно-аналитическое обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и экологический мониторинг включают:
объединение информационных ресурсов различных территориальных и ведомственных систем, осуществляющих наблюдение за состоянием окружающей среды, природных ресурсов и потенциально опасных объектов на единой информационной, технической и методологической основе, включая данные производственного экологического контроля;
создание на базе существующих и развивающихся систем экологического мониторинга интегрированной системы мониторинга потенциально опасных объектов, позволяющей обеспечить принятие оптимальных, своевременных и эффективных управленческих решений, а также адекватное техническое и материальное обеспечение деятельности системы экологического мониторинга;
разработку четкого регламента взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с органами исполнительной власти Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в области экологического мониторинга, включая формирование единых информационных фондов;
разработку и совершенствование системы индикаторов (признаков) для выявления и оценки на ранней стадии рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
экологическую паспортизацию территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
инвентаризацию, составление и ведение реестров источников экологической опасности, экологически опасных производств, сооружений, мест захоронений опасных отходов и нарушенных природных территорий;
оценку рисков возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения;
анализ сведений о преступности и правонарушаемости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, возможных путях повышения эффективности взаимодействия природоохранных и правоохранительных органов, об обращениях в прокуратуру и иные органы, судебной практики рассмотрения исков о возмещении экологического вреда и т.п. с целью выработки решений о целесообразности специальных организационных и финансовых мер (создание экологической милиции, расширение штатов природоохранных инспекций и пр.);
обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, природопользователей и населения достоверной информацией об источниках экологической опасности, причинах, динамике, масштабах и направлениях опасных изменений окружающей среды, оценке угрозы этих изменений для жизни и здоровья человека.
6.5. Научное и методическое обеспечение системы экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусматривает формирование научных основ обеспечения экологически безопасного развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и включает:
разработку общей модели системы экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
внедрение научно обоснованных методик оценки экологических рисков в целях создания системы эффективного управления качеством окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;
оценку и составление прогнозов состояния экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
разработку научных обоснований целевых программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
разработку и внедрение региональных нормативов качества окружающей среды в соответствии со спецификой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
внедрение научно обоснованных методик оценки влияния качества окружающей среды на здоровье населения;
определение научно обоснованных параметров экологической безопасности природных систем;
разработку и внедрение методологии и методов научной оценки экологической опасности, в том числе определения стоимости природных объектов, с учетом их средообразующей функции, для использования при расчетах возмещения вреда и принятии управленческих решений;
разработку и внедрение эффективных методов научной оценки экологической опасности утраты биологического разнообразия, включая оценку опасности сокращения сети особо охраняемых природных территорий, утраты редких и ценных видов животных и растений, а также деградации естественных экологических систем;
разработку и внедрение научных принципов и технологий безопасного использования возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничьих, промысловых, лекарственных и др.);
научный анализ опасности распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработку соответствующих методов контроля и предотвращения опасных последствий этих процессов;
разработку и внедрение современных методов экологического мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
разработку методических рекомендаций по организации и осуществлению государственного экологического контроля органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
разработку методических рекомендаций по организации производственного экологического контроля, в первую очередь, для предприятий топливно-энергетического комплекса;
разработку и внедрение принципиально новых средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды, использования, обезвреживания, переработки и уничтожения опасных отходов;
разработку и внедрение экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования.
6.6. Экологическое образование и просвещение в системе обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусматривает:
поддержку и публикацию материалов по вопросам экологической безопасности в средствах массовой информации;
обеспечение непрерывного экологического и санитарно-эпидемиологического образования и просвещения населения;
сохранение практики проведения окружных экологических акций, организацию региональных конкурсов, смотров, олимпиад и других массовых мероприятий в области экологического образования и просвещения;
включение вопросов экологической безопасности, безопасного природопользования, охраны окружающей среды в обязательный минимум содержания образовательных программ и требований к выпускнику в рамках национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта на всех уровнях образовательного процесса;
подготовку и издание учебно-методических материалов с включением вопросов охраны окружающей среды, экологической безопасности и безопасного природопользования для всех уровней образовательного процесса;
повышение уровня профессиональной компетенции руководящих работников различных сфер деятельности через подготовку, переподготовку и аттестацию в области экологической безопасности, а также повышение квалификации педагогов образовательных учреждений, специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
создание регионального банка данных инновационного педагогического опыта в области регионального экологического образования и просвещения.
6.7. Общественный экологический контроль предусматривает:
создание условий, позволяющих населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры участвовать в обсуждении и реализации решений в области экологической безопасности;
учет региональных особенностей и интересов населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области обеспечения экологической безопасности, обеспечение участия коренных малочисленных народов Севера в принятии решений по вопросам развития территорий, на которых они традиционно проживают;
обеспечение открытости и бесплатного доступа к информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах,
содействие окружным общественным экологическим движениям и объединениям.
Необходимо предусмотреть создание и применение механизмов предупреждения и урегулирования конфликтных ситуаций с населением в области экологической безопасности, включая применение специальной системы "медиаторов", выделение специальных работников природоохранных органов по контактам с населением, в чьи задачи будет входить не только разрешение уже имеющихся, но и предупреждение потенциальных конфликтов.
6.8. Межрегиональное и международное сотрудничество в области обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусматривает:
участие в разработке и реализации общероссийских и межрегиональных программ, связанных с обеспечением экологической безопасности, в первую очередь по вопросам трансграничных загрязнений Обско-Иртышского водного бассейна, а также загрязнения атмосферного воздуха и выбросов парниковых газов;
активную работу в международных экологических организациях и участие в международных экологических программах;
сбор и обработку данных, касающихся использования природных ресурсов и трансграничных загрязнений, способных нанести вред окружающей среде.

Глава 7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре имеются необходимые и достаточные стартовые условия и предпосылки для реализации Концепции экологической безопасности:
наличие финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на реализацию программ в области оздоровления окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
высокий профессиональный уровень управления в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
накопленные за многие годы ряды наблюдений за состоянием окружающей среды, широкое применение современных ГИС-технологий;

КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства ХМАО - Югры N 302-п издано 29.07.2003, а не 23.07.2003.

продуманная и хорошо организованная система регионального экологического мониторинга, в первую очередь система локального мониторинга, функционирующая в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июля 2003 г. N 302-п;
присутствие в автономном округе крупнейших компаний мирового уровня, ответственно относящихся к вопросам охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
энергичное, экономически активное население, испытывающее чувство гордости за свой автономный округ.

Глава 8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Организационные мероприятия по созданию системы экологической безопасности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусматривают:
принятие законов и иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, охраны и использования объектов животного мира, в области водных и земельных отношений, а также закона об экологическом мониторинге и экологической информации;
разработку и реализацию региональных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
разработку и реализацию комплекса мероприятий по укреплению взаимодействия и усилению координации органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, включая разработку и подписание соглашений о взаимодействии в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также создание специального координационного органа (совета) по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности;
разработку и принятие нормативного правового акта (положения), регламентирующего порядок взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения экологической безопасности (на основе Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 725);
согласование перечня получаемых от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти информационно-аналитических материалов, экономико-статистических данных и иной информации, необходимой органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
повышение эффективности реализации полномочий по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и земельных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
повышение эффективности экологического мониторинга Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе атмосферного воздуха и водных объектов, обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды в интересах сбора, представления достоверной и полной информации для принятия обоснованных управленческих решений;
проведение паспортизации территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с целью получения и систематизации сведений об источниках экологической опасности, видах опасной деятельности и объектах опасного (негативного) воздействия, подлежащих охране (защите);
составление и ведение реестров источников экологической опасности (материальных объектов и опасных видов деятельности), в том числе мест загрязнения земель, водных объектов и мест размещения отходов;
экспертный анализ видов хозяйственной и иной деятельности, техники и оборудования, технологий, материалов и веществ, принимаемых технических и административно-организационных решений с точки зрения их опасности для окружающей среды и человека, а также разработку на основе полученных результатов планов мероприятий по предупреждению, ликвидации и минимизации опасных экологических последствий;
создание автоматизированной системы сбора, представления, хранения, обработки и анализа информации о состоянии окружающей среды и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
организационное и методическое обеспечение эффективного производственного экологического контроля, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности, с учетом требований экологической безопасности;
разработку и установление нормативов качества окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
инвентаризацию имеющихся в автономном округе сил и средств по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подготовку предложений по их оптимизации;
разработку мероприятий, стимулирующих добровольную сертификацию природопользователей в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, их деятельность по обеспечению экологической безопасности;
ужесточение требований к предотвращению и пресечению экологических преступлений и правонарушений, реализацию в полном объеме полномочий по обращению в суд с требованием об ограничении хозяйственной и иной деятельности, а также предъявления исков о возмещении вреда окружающей среде и ущерба водным объектам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, совершенствование существующих и разработку новых методик расчета вреда окружающей среде;
обучение и повышение квалификации специалистов органов управления и предприятий-природопользователей в области охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, их методическое обеспечение и сопровождение, создание специализированного окружного учебно-методического центра;
повышение эффективности управления и контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
информирование населения о состоянии окружающей среды, экологическое образование и просвещение;
содействие развитию эффективного общественного контроля в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности с привлечением научно-экспертного сообщества.

Глава 9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Достижение целей и решение задач Концепции планируется осуществить путем реализации предусмотренных основными направлениями приоритетных мер:
повышение безопасности объектов, видов хозяйственной и иной деятельности, значительное снижение вреда, наносимого окружающей среде и населению чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера и их последствиями;
повышение качества окружающей среды, оздоровление и сохранение экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, улучшение качества жизни и здоровья населения, увеличение продолжительности жизни путем снижения опасного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды, снижение уровня экологозависимых заболеваний;
создание эффективного правового механизма охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, совершенствование правоприменительной практики для обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и неотвратимости такой ответственности;
совершенствование и повышение эффективности системы государственного управления охраной окружающей среды и обеспечением безопасности, ее адекватность нынешнему и прогнозируемому состоянию окружающей среды с учетом региональных особенностей и требований экологической безопасности;
разработка и применение экономических механизмов в целях снижения опасной нагрузки на окружающую среду и здоровье населения, привлечение и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств для обеспечения экологической безопасности;
обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее опасных изменениях на основе эффективного мониторинга состояния окружающей среды, сбора, обработки и представления получаемой информации в виде, позволяющем принимать оптимальные и эффективные управленческие решения;
развитие научных знаний об источниках экологической опасности, характере и масштабах оказываемого ими опасного воздействия на окружающую среду, на жизнь и здоровье человека, выявление экологических рисков;
практическое применение имеющихся и полученных данных для разработки конкретных мероприятий по снижению негативного (опасного) воздействия на окружающую среду;
повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
повышение эффективности общественного экологического контроля как одного из эффективных средств обеспечения экологической безопасности, сознательное участие населения в обсуждении и реализации важных решений по вопросам экологической безопасности;
укрепление межрегионального и международного сотрудничества в области обеспечения экологической безопасности, активизация участия в решении глобальных, федеральных и региональных экологических проблем, являющихся важным средством обеспечения устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Принятие Концепции как одного из документов стратегического планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и реализация ее положений позволит достичь улучшения целевых показателей состояния окружающей среды, указанных в следующей таблице:

 

Показатели

Ед. измерения

2010
г.

2015
г.

2020
г.

Добыча нефти

млн. тонн

301,10

262,01

236,51

Атмосферный воздух

 

 

 

 

Выбросы загрязняющих веществ,
всего

тыс. тонн

3425

3109

2902

В том числе:

 

 

 

 

от стационарных источников

тыс. тонн

2435

2119

1912

от передвижных источников

тыс. тонн

990

990

990

Удельные показатели выбросов
от стационарных источников

тыс. тонн на
1 млн. тонн
добытой нефти

8,09

8,09

8,09

Удельные выбросы от
автотранспорта

тыс. тонн на
1 автомобиль

1,03

1,03

1,03

Вода

 

 

 

 

Объем потребления свежей
воды, всего

млн. куб. м

557

522

470

Потребление свежей воды на
хозяйственно-питьевые нужды

млн. куб. м

137

138

138

Потребление свежей воды на
производственные нужды

млн. куб. м

421

384

332

Оборотное водопотребление

млн. куб. м

10526

10369

10223

Сброс загрязненных сточных
вод

млн. куб. м

0,04

0,02

0,01

Земли

 

 

 

 

Накопление нарушенных земель

тыс. га

63

50

41

Удельное нарушение земель

тыс. га на 1
млн. тонн
добытой нефти

0,211

0,190

0,172

Накопление нефтезагрязненных
земель (по данным
дистанционного зондирования)

тыс. га

30,4

25,1

21,5

Удельное накопление
нефтезагрязненных земель (по
данным дистанционного
зондирования)

тыс. га на 1
млн. тонн
добытой нефти

0,101

0,096

0,091

Накопление нефтезагрязненных
земель (учтенных по НГДП)

тыс. га

5,4

4,4

3,8

Удельное накопление
нефтезагрязненных земель
(учтенных по НГДП)

тыс. га на 1
млн. тонн
добытой нефти

0,018

0,017

0,016

Отходы

 

 

 

 

Объем накопленных отходов

млн. тонн

3,61

3,14

2,84

Твердые бытовые отходы

млн. тонн

1,15

1,00

0,91

Производственные отходы

млн. тонн

2,46

2,14

1,93

в том числе отходы бурения

млн. тонн

2,21

1,93

1,74

Примечание. Данные приведены в соответствии со Схемой развития и размещения производительных сил Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2006 - 2015 годы и до 2020 года), одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 августа 2006 года N 299-рп (том 17 "Улучшение качества окружающей природной среды" по инновационному варианту).

Глава 10. ФИНАНСОВО-РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Основными источниками финансирования реализации Концепции экологической безопасности являются:
1) бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
2) бюджеты муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
3) собственные средства природопользователей, в первую очередь средства, выделяемые на предусмотренное законодательством осуществление производственного экологического контроля;
4) внебюджетные источники, включая спонсорские средства и добровольные пожертвования.
Реализация Концепции не потребует существенного увеличения расходования бюджетных средств, так как предусмотренный ею основной комплекс мероприятий предполагается реализовывать в рамках осуществления полномочий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, установленных федеральным законодательством, а также за счет более эффективного и целенаправленного использования средств, выделяемых на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, в том числе субъектами хозяйственной деятельности.
При этом основной упор при реализации Концепции планируется сделать на комплекс мероприятий, которые в конечном счете должны привести к предотвращению вреда, ответственность за возмещение которого может быть возложена на органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, к сокращению затрат на ликвидацию негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, реабилитацию естественных экологических систем, а также расходов на лечение от экологозависимых заболеваний.
В целом, это позволит избежать ненужного дублирования, лишних расходов времени, финансов, материально-технических и иных средств.
Приоритетными направлениями финансирования должны стать мероприятия по осуществлению экологической паспортизации территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с участием органов местного самоуправления и природопользователей, законотворческая деятельность и повышение эффективности системы управления охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.

Глава 11. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ КОНЦЕПЦИИ

Контроль за реализацией Концепции осуществляет Губернатор и органы исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с действующим законодательством.
Общественный контроль за реализацией Концепции осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Координация мероприятий по обеспечению экологической безопасности возлагается на Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.