О проведении государственной экологической экспертизы регионального уровня

Государственная экологическая экспертиза проводится в целях проверки соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы и направлена на предупреждение возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза призвана способствовать улучшению сферы обитания человека, в том числе:

- достижению в предстоящие годы нормативных показателей чистоты атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов;

- решению проблем с деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

- обеспечению экологически безопасной среды для растительного и животного мира.

Поскольку, по оценкам специалистов, предотвращение загрязнения природной среды обходится дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений, одной из наиболее эффективных мер является государственная экологическая экспертиза, которая осуществляет предупредительный контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Она обеспечивает строгое соблюдение законодательных и нормативных требований по социальным и экологическим проблемам в предплановой и проектной документации.

В рамках проведения государственной экологической экспертизы проводится оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, посредством оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению негативных воздействий.

 

Задачами государственной экологической экспертизы являются:

  • проведение исследований, анализа и оценки экологической безопасности объектов экспертизы;
  • установление соответствия документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды;
  • прогноз последствий реализации объекта экспертизы для окружающей среды и здоровья населения;
  • информирование общественности об исполнении принимаемых проектных решений.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ (в редакции от 08.05.2009 с изменениями от 17.12.2009) на уровень субъектов Российской Федерации передано осуществление   полномочий в области экологической экспертизы, в части:

  1. Принятия нормативных правовых актов в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта Российской Федерации;
  2. Организации и проведении государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
  3. Осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  4. Информирования населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы относятся:

- получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.

 

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа в области организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре является Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

В части принятия нормативных правовых актов в области экологической экспертизы отделом экологической экспертизы проведена следующая работа:

 
  • разработан «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) объектов регионального уровня в Ханты-Мансийском автономном округе» (проект Регламента находится на утверждении в Правительстве ХМАО-Югры);
  • принято Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.04.2011 № 91-п «О порядке использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»(скачать)

 Объекты, которые подлежат государственной экологической экспертизе регионального уровня, определены статьей 12 закона № 174 от 23.11.1995 в редакции от 08.05.2009 с изменениями от 17.12.2009 «Об экологической экспертизе»:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.

5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

 

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

 

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

 

внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 

Перечень заключений государственных экологических экспертиз, по объектам регионального уровня

2007 год - 19 заключений
2008 год - 31 заключение
2009 год - 8 заключений
2010 год - 9 заключений

Для проведения государственной экологической экспертизы, привлекаются внештатные эксперты. Это ведущие специалисты  высших учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов Ханты-Мансийска, Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска, Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы. В Депэкологии Югры составлен реестр внештатных экспертов 

 

Специалисты Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проводят систематическую работу с проектировщиками и заказчиками документации по выработке единых требований по обеспечению экологической безопасности в проектных решениях.

 

 В результате работы экспертов со специалистами проектных организаций и природопользователями повышается качество представляемой на рассмотрение документации в части оценки воздействия объекта на окружающую природную среду и предлагаемых решений по снижению отрицательного воздействия предполагаемой хозяйственной деятельности.  Практика показывает, что хорошее качество имеют проекты, разрабатываемые организациями, чья документация по другим объектам ранее уже подвергалась  процедуре государственной экологической экспертизы.